Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

Содержание

Наука Средневековья

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

С упадком Римской империи пресеклось развитие античной науки и техники — Европа погрузилась в хаос, сопровождавший становление новых государств и укрепление христианской веры.

Христиане отвергли античное наследие как языческое, уничтожили центры научной мысли, многие технологии были утрачены. Хранителями античных знаний оставались Византия (Восточная Римская империя) и крепнувшие арабские государства, воспринявшие также достижения Китая и Индии. Лишь с X в.

Европа начала перенимать и развивать сохранённые и приумноженные на Востоке знания. Наступала новая эпоха.

Ал-Хорезми. Памятник в г. Хива. Узбекистан

Алгебра — дар востока

Выдающийся арабский учёный Абу-Джафар ибн Муса ал-Хорезми (787- ок. 850) в трактате «Китоб ал-джебр» («Книга о восстановлении и противопоставлении») объединил и развил математические знания древних греков и индусов.

Он нашёл способ решения уравнений с помощью «ал-джебр» — переноса членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака. Термин «ал-джебр» дал название науке алгебре, изначально посвящённой лишь методам решения уравнений.

Латинский вариант имени ал-Хорезми — «алгоритм» — вошёл в математику как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определяемым правилам.

В XII в. труды ал-Хорезми стали известны в Европе и продвинули западную науку. Итальянский купец Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1170-1250), изучив арабскую и индийскую математику, написал «Книгу абака» («Книгу счёта»), ставшую учебником для последующих поколений.

Фибоначчи описал действия над дробями, арифметическую и геометрическую прогрессии, числовую последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (числа Фибоначчи), решение линейных уравнений и извлечения корней и др.

Теорию он дополнил примерами решений практических задач.

Немного физики и алхимии

Одним из немногих достижений средневековой физики стало изобретение хорезмским учёным Ахмедом ал-Бируни (973-1048) прибора для определения объёма и удельного веса тел.

Арабы продолжили дело александрийских алхимиков, отчасти заменив мистический подход к изучению веществ лабораторной техникой и методикой эксперимента. В XIII в.

алхимия проникла в Европу, и одними из первых западных достижений в этой области были предложенный францисканским монахом Бонавентурой в 1270 г.

новый способ получения «царской водки» — раствора нашатыря в азотной кислоте — и открытие его способности растворять золото.

Прибор Ал—Бируни для определения объёма тел. В наполненный водой сосуд (1) с узкой шейкой и отводной трубкой (2) погружали тело (3). По закону Архимеда оно вытесняло объём воды, равный своему объёму. Вытесненная вода (4) сливалась по трубке в сосуд — измеритель (5) и показывала объём тела.

Узнав объём и вес данного тела, вычисляли удельный вес вещества, из которого оно состояло. Удельный вес вещества (Y) определяется отношением веса вещества (р) к его объёму (V) Y=P/V. Сравнив вычисленный Y с удельными весами известных веществ, определяли, из какого вещества состоит тело.

Смертоносный результат поисков бессмертия

В Китае алхимия возникла самостоятельно как результат религиозно-философских учений, нацеленных на достижение бессмертия.

Китайские алхимики сделали массу открытий в медицине, фармакологии и химии, экспериментируя с различными природными веществами.

Использовали они и калиевую селитру — соль азотной кислоты (KNO3), образующуюся при разложении органических остатков, содержащих азот N и калий K, и окисляющуюся особыми бактериями.

Селитру добывали в соседней с Китаем Индии. С древности люди заметили, что селитра хорошо горит, и использовали её для розжига костров. Китайцы научились очищать индийскую селитру, делая её пригодной для изготовления лекарств и горючих смесей, а потом освоили искусственное производство этого редкого в природе вещества.

Китайские алхимики соединили селитру с другим горючим веществом — серой (S), месторождения которой есть почти повсюду. С серой экспериментировали ещё александрийские алхимики, с VII в.

византийцы использовали её в горючей смеси «греческий огонь». Добавив к селитре и сере угольный порошок (С) в качестве топлива, китайцы в IX в.

получили дымный (чёрный) порох — первое взрывчатое вещество.

Монах Бертольд Шварц — основатель порохового дела в Германии

Порох и металл

От китайцев секрет пороха узнали монгольские завоеватели, а потом и воевавшие с ними арабы. Через живущих в Испании арабов в XIII в. порох проник в Европу, где его состав первым описал английский учёный Р. Бэкон в 1242 г. Впервые в Европе порох применил испанский король в битве 1308 г. В 1330 г. немецкий монах Б.

Шварц одним из первых наладил производство пороха в Европе. Развитая европейская металлургия позволила изготавливать орудийные стволы из железа, выдерживавшего взрыв порохового заряда, метавшего 200-килограммовое ядро на километр и более.

Благодаря алхимикам и металлургам Европа обзавелась новым мощным оружием, определившим всё дальнейшее развитие истории.

Бомбарда (раннее артиллерийское орудие) и ядра. XV в. Германия

Одна из крупнейших бомбард (3325 кг) и гранитное ядро (260 кг) к ней

Горение пороха в стволе орудия. Огромный объём выделяющихся газов — азота (N2) и углекислого газа (СО2), а также дым из мельчайших частиц сульфида калия (K2S) создают громадное давление на стенки ствола, и под этим давлением газы вылетают из его дула (отверстия).

Облегчённая готика

Раннее Средневековье, обогатив архитектуру новыми стилями — романским (римским) и византийским, — не привнесло в технологию строительства ничего принципиально нового.

Основой конструкции оставались массивные стены, на которые опирались тяжёлые сводыцилиндрические, крестовые или купольные. В XII в. возник лёгкий и изящный готический стиль.

Нагрузку сводов в готических зданиях принимала на себя не вся стена, а лишь её опорные части — контрфорсы — вертикальные выступы стены или отдельно стоящие опоры.

Передавали нагрузку от свода к вертикальным контрфорсам аркбутаны — контрфорсы в виде наружных полуарок. Такие отдельные усиления позволили делать остальную часть стены тонкой.

Изменилась и конструкция самого свода. Вместо равномерной кладки из одинаковых по толщине кирпичей, камней или толстой бетонной стяжки в готическом своде нагрузку несли только опорные рёбра (нервюры) из многослойной кирпичной кладки.

Промежутки между нервюрами — запалубки — не несли нагрузки и выкладывались лёгким кирпичом в один слой. Этот приём позволил перекрывать сводами огромные пространства и делать высокие потолки, экономя материал.

Контрфорсы, аркбутаны и нервюры органично вписались в архитектуру, придав готическим зданиям характерные дробные черты.

Чудо гидротехники

Раздробленные средневековые государства не обладали возможностями единой и мощной Римской империи, и большие строительные проекты стали редкостью, перестали строить крупные оросительные системы, дамбы и водохранилища. Но и Средние века подарили гидротехническое чудо — город на воде, Венецию.

В V-VI вв. под натиском варваров племя венетов переселилось с побережья лагуны Адриатического моря на малопригодные для жизни болотистые островки в 4 км от материка.

Острова затоплялись в приливы, и хижины переселенцев часто смывало в море.

Дома строили заново на вбитых в землю сваях, осушали болота и боролись с приливами, отводя воду в море через прорытые каналы, укрепляя зыбкую почву сваями и насыпями из земли, добытой при рытье каналов.

Канал в Венеции. Современный вид

Венецианцы редко строили набережные, ограничивая ширину каналов стенами домов, а берега укрепляли свайные фундаменты зданий. Каналы пронизали весь город и заменили улицы, городским транспортом стали лодки. В XII-XIV вв.

на отвоёванных у моря 118 островах встали прекрасные дворцы, величественные храмы, раскинулись просторные площади.

Эта красота прожила многие века, однако сейчас городу грозит затопление — природа берёт своё, и учёные всего мира ищут решение этой проблемы.

Печи и свечи

В раннем Средневековье замки и большие дома отапливались каминами — открытыми с одной стороны печами. Дым из каминов по дымоходу выходил через трубу на крыше. Камин и отапливал, и освещал помещение. Но копоть от каминов, дым и опасность пожара заставляли искать иные способы отопления.

Новым шагом в XV в. стала «русская» система отопления, при которой в отапливаемом помещении не было открытого огня. При отсутствии света от очага освещать помещение стали сальными свечами.

Сначала салом (животным жиром) пропитывались стебли растений, папирус или бумага, потом фитиль стали облеплять твёрдой смесью жира, смолы, селитры и прочих добавок. Сальные свечи сильно коптили и неприятно пахли. Проблему решило изобретение в XV в.

восковых свечей, которые отливались из пчелиного воска в форме цилиндров.

Камин из замка XII в. Франция

Арабское врачевание

В начале Средних веков лидером в области медицины был арабский мир. Продолжив путь античных врачей, арабы искали естественные причины болезней, на опыте индусов развивали хирургию, уделяли большое внимание гигиене.

Выдающийся врач Востока Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна) (980-1037) написал лишённый мистики и домыслов строго научный труд «Каноны врачебной науки» о лечении многих болезней, профилактике и гигиене. В «Канонах» даны сведения по анатомии и хирургии, приведены рецепты сотен лекарств, ядов и противоядий.

Многие открытия Авиценны актуальны и по сей день.

Авиценна

Тёмные века медицины

В Европе в это время медицину заменяла религия, больных лечили молитвами и кровопусканиями, хирургией занимались цирюльники. Забота о теле считалась грехом, из-за антисанитарии вспыхивали эпидемии. В XV в. медицину в Европе стали изучать по трудам Гиппократа, Галена, Цельса и Авиценны, медикам разрешили вскрывать трупы для изучения анатомии.

Леонардо да Винчи, Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопио сделали много открытий в анатомии, а целостное представление о строении человеческого тела дал выдающийся анатом А. Везалий (1514-1564). Но европейское лекарское искусство ещё топталось на месте.

Одним из немногих прогрессивных врачей Средневековья был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1551), взявший себе имя Парацельс — «превзошедший Цельса».

Получив университетское образование, Парацельс отправился странствовать «в поисках своего искусства»: изучал лекарственные растения и минералы, перенимал опыт цирюльников, народных целителей и даже палачей и как практикующий врач добился больших успехов.

Андреас Везалий

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/nauka_srednevekovya.html

Учёные средневековья и их открытия: факты и видео

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

Источник: https://damy-gospoda.ru/uchyonye-srednevekovya-i-ih-otkrytiya/

Образование и наука в средние века

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

В средние века люди не могли подчинить себе и культура грозные силы природы. Они были беспомощны перед частыми стихийными бедствиями: засухами, наводнениями, повальными болезнями. Измученный нуждой и гнётом феодала, крестьянин обращал свой взор к небу, ожидая помощи от бога. Церковь в средние века господствовала над умами и чувствами людей.

Книги в то время писали главным образом служители церкви. Монахи переписывали жизнеописания  «святых». Они составляли также хроники – записи событий по годам (то же, что летописи).

При больших монастырях были особые мастерские, в которых монахи переписывали книги. Писались книги на очень дорогом материале – пергаменте.

Над одной книгой в течение долгих лет трудилось много людей: одни писали текст, другие выводили заглавные буквы, третьи делали рисунки красками. Книг было мало, и стоили они очень дорого.

Лишь немногие, самые богатые люди могли их приобретать. Особенно редкие и ценные книги в библиотеках приковывали цепями к полкам.

https://www.youtube.com/watch?v=IxAXxg32oXo

Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы.

2. Как учились в средневековой школе.

Для подготовки священников при больших церквах и монастырях существовали школы. Учащиеся заучивали наизусть множество молитв, учились чтению, письму, счёту и церковному пению. На уроках арифметики вычисляли, через сколько дней наступит тот или иной религиозный праздник. По геометрии давались знания, необходимые для возведения церковных зданий.

Трудной и тоскливой была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане обучались на чужом для них латинском языке. На этом языке тогда писали книги и читали молитвы.

Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди показывал её ученикам. У детей не старались вызвать интерес к знаниям, в учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями.

О человеке, получившем образование, говорили, что «он вырос под розгой учителя».

Из церковных школ выходили полуграмотные люди. Многие умели лишь читать латинский текст, не понимая смысла прочитанного. Школа в средние века находилась целиком в руках духовенства. 

С ростом городов требовалось больше-грамотных людей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах и суде. Стали возникать городские, не церковные школы. В них лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике давали некоторые сведения по естествознанию.

3.Зарождение научных знаний

У средневекового человека было очень мало знаний, наука почти ничего не могла объяснить. Духовенство следило за тем, чтобы доводы учёных не шли в разрез с учением церкви.

Церковь утверждала, что человек не может проникнуть в тайны природы, так как всё в мире происходит по воле бога. Поэтому средневековые учёные мало изучали природу.

Чаще их взоры были прикованы к пожелтевшим страницам церковных книг, в которых они искали готовые ответы на все вопросы.

Знания, накопленные людьми ещё в древности, подменялись вымыслами. Люди представляли себе Землю плоским кругом, который покрыт сверху небом, как колпаком, по нему совершают свой путь Солнце и Луна.

Долгое время европейцы почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далёких странах. Рассказывали, что есть страны, в которых живут карлики величиной с кулак и люди с лошадиными ногами, водятся птицы, вылетающие из плодов.

В средние века процветали такие лженауки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звёздам можно определять будущее. Короли, полководцы и путешественники советовались с астрологами, прежде чем что-либо предпринять. Алхимики бесплодно тратили силы на поиски таинственного вещества, с помощью которого будто бы можно будет превращать все металлы в золото.

4. Зарождение научных знаний.

Но развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. В своих маленьких мастерских ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло.

Роджер Бэкон, он жил в Англии в XIII веке. Критикуя старых «учёных», Бэкон писал: «В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло.

Но способ раскалывать алмаз существует, он хорошо знаком ювелирам». Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучить природу и заставить её служить людям.

Учёный проводил опыты с магнитной стрелкой и увеличительными стёклами; он предвидел изобретение телескопа и микроскопа.

Духовенство преследовало передового учёного. Сочинения Бэкона были преданы проклятию, его самого посадили в тюрьму, где он томился свыше 20 лет. Из тюрьмы учёный вышел дряхлым стариком.

С ростом торговли расширялись и географические знания европейцев.

Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века он провёл вдали от родины, много лет жил в Китае, внимательно наблюдая жизнь этой страны.

Вернувшись в Италию, путешественник написал книгу, в которой ярко и занимательно рассказал о жизни и обычаях народов азиатских стран.

Эта книга долго служила руководством для составления географических карт, которыми пользовались путешественники.

Документ  – отрывки из книги средневекового учёного

Если ты хочешь одолеть врагов, возьми камень, который называется адамант (алмаз), блестящего цвета, твердейший, так что нельзя разбить его, кроме как помазав кровью козла. И если привязать его с левой стороны, помогает он против врагов, и против нездоровья, и против животных диких и ядовитых, и лихих людей, и против ссоры и споров, и против яда.

Если хочешь прибавить мудрости и избежать глупости, возьми камень, который называется хризолит, светло-зелёный, оправленный в золото; он изгоняет глупость и приносит мудрость.

Филин – птица достаточно известная. Чудесны свойства этой птицы. Ибо, если её сердце и правую ногу положить над спящим, тотчас он тебе расскажет всё, что он делал и что ни спросишь у него.

Если кто-нибудь будет носить слева сердце собаки, то все собаки онемеют перед ним.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/105-obrazovanie-i-nauka-v-srednie-veka-v-period-xii-xv-vv.html

Лучшие ученые Средневековья

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

Начало Темных веков омрачилось падением уровня развития цивилизации. Огромный ущерб был нанесен науке. Вместе с Римом в огне варварских пожаров погибли знания, накопленные в течение 20 веков.

Лишь через несколько столетий стали публиковаться первые исследования окружающего мира. Ниже топ-5 ученых Средневековья, возродивших науку.

Фибоначчи

До Фибоначчи европейская математическая мысль находилась в стагнации уже больше 1000 лет. С мертвой точки ее сдвинул Леонардо из Пизы. В XIII в. он издал книгу, которая стала квинтэссенцией математического знания.

В этом труде впервые были изложены задачи по теории чисел, которые увековечили имя итальянского ученого. В книге была подробно описана арифметика целых чисел, разобраны математические задачи прикладного характера и т.д.

Кроме того, Фибоначчи создал труд под названием «Практика геометрии», который посвятил доказательствам известных в тот период времени теорем.

Аль-Хорезми

За 4 века до Фибоначчи в Средней Азии работал ученый Аль-Хорезми, который не совершил громких открытий, кардинально изменивших научное знание, но внес важный вклад в развитие всей науки. Во-первых, он дал имя алгебре, а, во-вторых, он популяризовал индийские цифры, которые с тех пор прочно вошли в обиход не только ученого сообщества, но и простых людей.

Аль-Хорезми посвятил много времени описаниям дробей, целых чисел и алгебраических действий с ними. Также в сферу его интересов входили геология, ботаника и астрономия.

Авиценна

Если зарождение медицины связано с именем Гиппократа, то в Средневековье эта наука ассоциируется с арабским врачом Авиценной.

Этот человек явился основоположником клинической медицины. В своих теоретических трудах Авиценна резюмировал исследования и знания греков, римлян, арабов и византийцев. Он первым стал описывать болезни и этим заложил основы справочной медицинской литературы.

Стоит ли говорить о том, что труды Авиценны до сих пор изучают в медицинских университетах всего мира.

Помимо теоретических сведений арабский ученый оставил после себя огромное наследие в области медицинской практики, хирургии и профилактики болезней.

Роджер Бэкон

Скромный английский монах Роджер Бэкон большую часть своих научных трудов посвятил богословию и алхимии. Несмотря на то, что его практики также распространялись на химию, физику и математику, там он не добился значимых успехов.

Однако Бэкону приписывают важнейшее изобретение, без которого нельзя представить современное общество.

В процессе своей работы с оптикой он догадался закрепить увеличительные линзы в проволочной оправе и так создал очки. Сделанное изобретение он подробно описал в своих записях, дополнив их рисунками.

Это была самая ранняя из известных научно-прикладных работ, посвященных этому нехитрому изобретению.

Николай Коперник

Коперник родился на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения, когда старый религиозный мир уже рушился.

Польский ученый сделал одно из важнейших открытий в мировой истории. Он отверг эллинистическое учение о геоцентризме и выдвинул свою теорию, по которой в центре нашей Вселенной находилось солнце, а Земля была лишь одной из многих планет.

Несмотря на то, что Коперник в своих выводах допустил некоторые ошибки, объясняемые техническим несовершенством его исследований, теория поляка полностью изменила научное мировоззрение.

Интересно, что в отличие от своих последователей Коперник смог избежать гонений церкви и покинул этот мир в окружении родных и близких у себя дома.

Бонус: Марко Поло

В отличие от ученых мужей Марко Поло не корпел над многотомными трудами при свете лучин. Его интерес состоял в поиске новых земель, богатых несметными сокровищами.

Во 2 половине XIII в. этот искатель приключений отправился так далеко на Восток, куда еще не ступала нога европейца. В своем путешествии он проехал сквозь земли арабов, персов, монголов и провел немало времени во владениях китайских императоров.

Вернувшись домой, итальянец создал подробное описание мест, в которых он побывал. Эта книга стала прорывом не только для географии Средневековья, но и для культурной жизни Европы.

С трудом пробивая себе дорогу сквозь религиозные догмы, наука стала основной движущей силой эпохи Возрождения. Жажда познания, захватившая умы европейцев, позволила цивилизации сделать рывок вперед и преодолеть наследие темных лет упадка и деградации.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5be7e93508fa0700ad1e7989

Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.

Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства.

Однако научные открытия и изобретения в Средние века – отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их.

Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Восточная Римская империя

Наука в Средние века в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль.

В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике.

Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология.

Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна.

Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Наука в арабских странах

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы.

Арабский халифат, развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Цифры и движение планет

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их.

Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить размеры планеты. Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Торговые взаимоотношения

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.

Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории исламских государств она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Богословская и светская наука

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого.

Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые семь свободных искусств) первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества. К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты.

Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Неумолимое движение прогресса

Технические открытия и изобретения в XI–XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц.

На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас.

Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых.

Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Нового времени. Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира.

А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.

Источник: https://autogear.ru/article/171/489/nauchnyie-otkryitiya-i-izobreteniya-v-srednie-veka-nauka-v-srednie-veka/

Технические открытия и научные достижения в эпоху Средневековья — Студопедия

Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся, по сей день. Около XI в.

появляются первые часы с боем и колесами, а через два века – карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас.

Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной.

Таким образом, время, которое считают периодом “тьмы и мракобесия” создавало предпосылки для появления науки.

Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е.

от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

– Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

– Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы. Началась математизация физики.

– Развитие специфических в средневековье областей знания – астрологии, алхимии, магии – привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Математические достижения

Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии десятичную систему исчисления. Она проникла Ближний Восток в эпоху Сасанидов, когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия.

Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и постепенно стёрли грань между рациональными числами и иррациональностями.

Арабские математики совершенствовали методы решений 2-й и 3-й степеней, решали отдельные типы уравнений 4-й степени.

Тригонометрия была создана арабскими математиками. В работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.

Достижения в физике

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, требовали постоянного совершенствовании методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие науки о равновесии, создание многочисленных конструкций, различных видов весов.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных и «земных» тел.

В частности, понятие механические движения используются для объяснения оптических явлений, изучается параллелограмм движений и т.п. Одно из направлений средневековой арабской кинематики – разработки инфинитезимальных методов (т.

е. рассмотрение бесконечных процессов, непрерывности, предельных переходов и др.).

Развивалась динамика, т.е. изучения существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

В эпоху позднего средневековья значительное развитие получила динамическая “теория импетуса”. “Теория импетуса” способствовала развитию и уточнению понятия силы. Понятие силы в дальнейшем развитии физики раздвоилось на два понятия.

Первое – то, что Ньютон называл “силой” (ma), понимая под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе – то, что Декарт называл количеством движения, т.е.

факторы процесса движения (mv), связанные с самим движущимся телом.

Астрономия

Существенный вклад внесен арабскими учёными и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Арзахель составил Толедские планетные таблицы (1080). Они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе.

Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека.

Он построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квадрант и много других астрономических инструментов (азимутальный круг, астролябии, трикветры, армиллярные сферы и др.).

В обсерватории были созданы “Новые астрономические таблицы”, который содержали изложение теоретических основ астрономии и каталог положения 1018 звезд.

В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнению кинематико-геометрических моделей “Альмагеста”, устранению противоречий в теории Птолемея и поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.

Алхимия в средневековье

В средневековой алхимии (расцвет пришёлся на XIII-XV вв.) выделялись две тенденции.

Первая тенденция – мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения.

В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею “философского камня” – гипотетического вещества, ускорявшего “созревание” золота в недрах земли. Это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.

Вторая тенденция – была больше ориентирована на конкурентную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним относят способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому необходима была смена мировоззрения, которая произошла в эпоху Возрождения.

Наука эпохи Возрождения

Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и еёантропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Общая характеристика

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.

Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух.

Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.

Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновениеманьеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века

Источник: https://studopedia.ru/11_88376_tehnicheskie-otkritiya-i-nauchnie-dostizheniya-v-epohu-srednevekovya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.