Позиционное и историческое чередование звуков в русском. Позиционные чередования согласных звуков

Позиционное чередование гласных звуков — Студопедия

Позиционное и историческое чередование звуков в русском. Позиционные чередования согласных звуков

Позиция – это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием: [м /рос], [м /розы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з'бъ], с горы [зг /ры].

2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з'д'э/лът'], гость [го/с'т'], кузня [ку/з'н'ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн'эт'] 3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий [ ] [ ] сжать [ ат '], сшить [ ыт '].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией.

4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.

Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м'э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Они зависят от следующих факторов:

1. от места ударения слов;

2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;

3. От твердости-мягкости соседних согласных.

1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон – он; шум – ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.

Таким образом, у гласных фонем под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет .

Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил – пил.

А после твердых согласных реализуется в : игра – [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем .

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.

Например:

[спат'] – артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп'ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с'п' а/ 'и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [.а.] охватываемый весь процесс артикуляции.

[п /са/ткъ] – [с'а/ду] [па/са/д'им] – [с' а/д'ьм] [а]:[а], [ 'а], [а'], [ 'а'] Параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio – приспособление). Т.е. – это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше.

В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции, т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

позицияпосле твердых согласныхпосле мягких согласных
под ударениема о э у ы а о э у и 
I предуд. ыэ у ы  иэ у и
II предуд. заударный ъ ъ у ы   ь у и

В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.

травы трава травяной

[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в'иэ/но]

: [а] – [ ] – [ъ]

воды вода водяной

[во/ды] [в да/] [въ/д'и/но]

: [о] – [ ] – [ъ]

Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.

шесть шестой на шесть

[шэс'т '] [шыэ/сто ] [на/шъс'т']

: [э] [ыэ] [ъ]

мел мелок меловый

[мэл] [м'иэ/лок] [м'ь/л /во ]

: [э] [иэ] [ь]

Исторические чередования звуков.

Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).

Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: нога – ножной

носит – вынашивает

↓ ↓

позиция гласного одинакова: под ударением

Исторические чередования возникли в процессе развития языка.

1. Сон – сна О// в XI – XII веках падение редуцирования

день – дня Э// сънъ – съна дьнь – дьна?

2. о//а просит – выпрашивает

мер// мир

бер//бир беру – выбираю

стер//стир стерет – стираю

3. б//бл (любить – люблю)

в//вл (ловить – ловлю)

ф//фл (графить – графлю)

4. г//ж нога – ножка

к//ч рука – ручка

5. ст//д вести – веду

ст//т мести – мету

6. д//ж ходить – хожу

с//ш носить – ношу

Источник: https://studopedia.ru/2_1049_pozitsionnoe-cheredovanie-glasnih-zvukov.html

Урок 3: Чередование звуков

Позиционное и историческое чередование звуков в русском. Позиционные чередования согласных звуков

План урока:

Чередование гласных звуков в корнях слов: орфографические особенности

Чередование согласных в корнях слов

Согласные -г-/-ж-/-з-, -т-/-ч-/-щ-, -д-/-ж-/жд-, -б-/-бл-, -в-/вл- в корне слова

Буквы -е-/-о- после шипящих в корнях. Слова-исключения

Чередование гласных звуков в корнях слов: орфографические особенности

Чередование (второе название – альтернация) – способность звуков заменять друг друга в рамках одной морфемы. Чередуются гласные с гласными и согласные с согласными при изменении грамматических форм слова.

Существуют два вида чередования звуков.

  1. Исторические. Они не поддаются объяснению и связаны с утратой звуков ˂ь˃, ˂ъ˃ в старославянском языке (льсть – льстить);
  2. Фонетические чередования гласных звуков. Второе название – позиционные. Эти чередования напрямую зависят от размещения звука в слове.

Значение корня после чередования остается неизменным, слова по-прежнему родственные или однокоренные. Альтернация, чаще всего, наблюдается на границе корня с суффиксом или окончанием. Нужно выучить чередования звуков, иначе часто будут допущены ошибки в словах.

Начнем с чередования гласных звуков в корне.

Чередование гласных е/и, а/о в корнях слов

Чередование гласных е/и – одно из самых сложных. Как правильно написать: соберу или собиру?

Источник

Лови простое, но очень полезное стихотворение от Винни Пуха:

Когда за корнем -а- встает, то в корне буква -и- живет!

Источник

Пишем -и-:

Убир̀ать в комнате, запир̀ать дверь, вытир̀ать стол.

Пишем -е-:

Застел̀ить постель, в̀ыжег много топлива, блест̀еть на солнце.

При словообразовании происходит чередование в пределах одной морфемы:

  • о→е: возить-везти;
  • о→ы: перебросить-перебрасывать;
  • о→ы→у: сохнуть-засыхать-сухой;
  • о→е→и: сбор-соберу-собираю.

В языкознании есть такое понятие – «беглые гласные». Остановимся на нем подробнее. Это такие гласные, которые чередуются с нулевым звуком при изменении грамматической формы слова (именительного падежа в родительный):

Примеры:

  • ров (что?)-рва (чего?);
  • шов-шва;
  • день-дня;
  • лев-льва;
  • коробок-коробка;
  • дворец-дворца;
  • бережок-бережка.

Источник

Чередование гласных звуков в корне -о-/-а- тоже вызывает сложности у детей и даже взрослых.

Рассмотрим три группы корней:

Если гласная в любом из этих корней находится под ударением, то нужно писать -а-, если без ударения, то -о-.

Примеры, когда пишем -а-: красивый заг̀ар, уг̀арный газ, кл̀аняться Богам, наг̀ар на свече, разг̀ар праздника.

Пишем -о-: загор̀еть на солнце, поклон̀ение Богам, укл̀он реки, твор̀ить добро, сотвор̀ить чудо.

Запоминаем еще одно стихотворение, теперь от поросенка Пятачка:

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение!

Источник

Сложны в написании гласные звуки в корнях-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-. На помощь придет таблица.

Источник

Пишем -о-:ласковое прикосновение, мобильное приложение, предложение руки и сердца.

Пишем -а-: прикасаться к печи, прилагать усилия, налагать обязательства.

В корне с чередованием -скак-/скоч- перед звуком -к- нужно писать -а-, перед -ч- указывается -о-:

  • Прискакать на коне, черная скакалка;
  • выскочить из комнаты, заскочить в гости, подскочить от страха.

В корнях -мак-/моч- написание гласного звука является смысловым:

  • Макать хлеб в вино, обмакнуть кисть в краску;
  • промокнуть под ливнем, намочить прививку, промочить ноги.

Под наш пристальный взор попали корни -плав-/-плов-. Буква -о- пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных словах пишется -а-:

Поплавок на карася, плавник рыбы, плавать в море, плавучий остров.

Представляете, есть еще одна группа интересных корней! Это -раст-/-ращ-/-рос-. Безударный гласный звук -а- в корне пишется перед -ст-, -щ-.

Примеры:

Зеленое раст̀ение, ̀отрасли науки, в̀ыращенный бриллиант.

Источник

Итак, давайте разместим все корни в одной таблице:

Чередование согласных в корнях слов

Давайте поговорим о написании согласных в корне слова. Такие чередования традиционные, носят исторический характер, их нужно просто запомнить. Они появились сначала в устной речи людей, а потом уверенно закрепились на письме.

Объяснение, почему это произошло, простое: люди склонны упрощать произношение слов, чтобы сэкономить время и силы. Часто это происходит с утрачиванием первоначального смысла звуков.

Языковые перемены неизбежны, и наблюдаются на протяжении всего существования человечества.

Итак, какие бывают чередования согласных в корне?

Согласные -г-/-ж-/-з-, -т-/-ч-/-щ-, -д-/-ж-/жд-, -б-/-бл-, -в-/вл- в корне слова

Источник

Вот какое стихотворение подготовила тетушка Сова:

У меня есть друг Илья

Растем мы вместе, мы друзья.

Дружбу нашу не сломить,

Ведь умеем мы дружить.

Здесь мы видим пример чередования согласных в корнях слов: друг-друзья-дружить. В русском языке таких замен согласных много.

Обратите внимание на таблицу:

В некоторых случаях один согласный звук в корне слова превращается в два.

Источник

Такое чередование также характерно при изменении формы слова с одной части речи на другую:

  • -б-/-бл-: дробить (глагол)-дробление (имя существительное);
  • -м-/-мл-: кормить (глагол)-кормление (имя существительное);
  • -в-/-вл-: выловить (глагол)-выловленный (причастие).

Буквы -е-/-о- после шипящих в корнях. Слова-исключения

После шипящих в корне пишется -ё-, если при изменении грамматической формы слова -ё- «превратилось» в -е-. Слово надо изменить так, чтобы ударная гласная, которая вызывает сомнение в написании, стала безударной.

Изменим форму прилагательного «ж̀ёлтый» на глагол «желт̀еть». Видим, что произошла замена буквы -ё- на -е-. Значит, в корне анализируемого прилагательного под ударением пишется буква -ё-.

Другие примеры:

  • Ч̀ёлка-чел̀о;
  • Деш̀ёвый-дешевизн̀а;
  • Ж̀ёлудь-многожелуд̀ей;
  • Пшё̀нник-пшен̀о;
  • Печ̀енка-п̀ечень;
  • Ш̀ёлк-шелк̀а.

В русском языке есть слова-исключения, заимствованные из других языков.

Источник

Для закрепления знаний проведем по новой теме небольшой тест. Выберите один правильный вариант ответа.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-3-cheredovanie-zvukov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.