Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода. Сенсорная депривация. Притча – В руках судьбы

Содержание

Сенсорная депривация: лат sensus

Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода. Сенсорная депривация. Притча - В руках судьбы

Термин депривация имеет широкое значение. Но в том обозначении, в котором употребляют его сегодня, был введен социологом Стауффером С. в 40 годах ХХ столетия. Простыми словами депривация – психологическое состояние, при котором человек ограничен в удовлетворении своих личных потребностей.

В психологии различают такие виды депривации:

  • Двигательная. Вынужденная обездвиженность связанная с различными обстоятельствами. В большинстве вызвана болезнями. Реже встречается в связи с ограничением пространства, а также у людей профессии с минимальными движениями.
  • Пищевая. Принудительное или добровольное лишение организма человека еды.
  • Социальная. Отсутствие или снижение общения человека с другими людьми, полноценного существования в социуме.
  • Материнская. Связана с полным или частичным отсутствием контакта с матерью. Этот дефицит материнской заботы, пагубно сказывается на психике ребенка и в дальнейшем на всей его жизни.
  • Психоэмоциональная. (депривация чувств) Продолжительное или краткосрочное отсутствие эмоциональных реакций, которые должны исходить от окружающих людей. Лишение человека эмоциональных ощущений часто встречается у детей, а также людей с индивидуальными потребностями.
  • Сенсорная. (информационный дефицит) Состояние, когда человек лишен всяческих ощущений.
  • Депривация сна. Отсутствие или дефицит сна в жизни индивида. Встречается как добровольное отсутствие сна, а также вынужденное и принудительное лишение данной человеческой потребности.

Стоит отметить, что зачастую в психологии также выделяют:

  • Абсолютную. Невозможность удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к социальным ресурсам и материальным благам: еде, жилью, обучению.
  • Относительная. Восприятие несоответствующих ценностных ожиданий и возможностей.

Чаще всего, депривация любого вида – вызывает чувство агрессии, которая, в свою очередь, может быть причиной страшных последствий: наркомания, алкоголизм, депрессия и даже суицид. Но также проблемой является и то, что если человек, страдающий этим психологическим состоянием, не находит выхода своей агрессии, у него развиваются различные соматические болезни:

  • Гипертония;
  • Психоз;
  • Астма;
  • Инсульт;
  • Инфаркт;
  • Бессонница;
  • Летаргический сон и другое.

​Сенсорная депривация

Как говорилось ранее – это невозможность удовлетворить потребности связанные со слуховыми, обонятельными, осязательными, зрительными и другими ощущениями. Иными словами – это сенсорный голод.

Данное ограничение человеческих чувств – результат изоляции. В свою очередь, изоляция бывает следующих типов:

  • Вынужденная. К этому виду изоляции приводят неудачные ситуации, которые отстраняют человека от обитания в социуме. К примеру, это: авиакатастрофы или крушение кораблей. Как следствие – проживание на острове или джунглях в одиночестве.
  • Принудительная. Изоляция происходит вопреки воле человека, но по решению общества. Принудительная изоляция чаще используется в случаях психологических расстройств, наркомании, ареста и другое.
  • Добровольно – вынужденная. Включает в себя ограничение всевозможных контактов с внешним миром. Но при данном типе изоляции – человек не чувствует себя ущемленным. Примеры тому: интернаты, военные училища, закрытые школы, детские дома и прочее.
  • Добровольная. Чаще она не обусловлена давлением социума и человек сам стремиться к данному виду изоляции. Сюда относятся такие категории людей, как монахи, паломники, сектанты и другие.

Два последних вида изоляции не являются фатальными для психики человека, а наоборот, ведут к личностному и интеллектуальному развитию, самоутверждению.

Симптоматика сенсорной депривации не имеет единой классификации для установления индивидуального диагноза , но имеет общие черты:

  • Нарушение мышления;
  • Психоз;
  • Нарушение речи, концентрации внимания, а также в работе памяти.
  • Неприятные ощущения: зуд, сухость во рту, головная боль и т.д.
  • Изменение состояния бодрствования и сна.
  • Обман восприятия.
  • Внезапно возникший страх замкнутого пространства и темноты.

Добровольная изоляция

Попытки добровольной сенсорной депривации знакомы человеку издавна. Послушники различных вероисповеданий стремились к уединению, лишали себя обычной жизни в социуме, затачивая в пещеры или скит. И все это делалось с целью исключить внешние раздражители, сосредоточившись на внутреннем духовном мире.

Нетрадиционная медицина, а также некоторые философские учения, успешно используют добровольную изоляцию для полной сенсорной депривации и сегодня. В 1954 году была изобретена первая камера сенсорной депривации. Ее аналоги пользуются огромной популярностью в наше время.

Человек, помещенный в такую камеру, погружается в соляной раствор, который обеспечивает состояние невесомости и благодаря полной изоляции, не имеет доступа звука, света и запаха Считается что такое состояние приводит к открытию подсознания и самоанализу.

Часто к данной технике обращаются люди творческих профессий, эзотерики, буддисты и другие.

Но стоит отметить, что данная техника, должна использоваться с большой осторожностью.

Исследования, которые проводились в рамках изучения действия сенсорной депривации на человека, подтвердили, что выдержать условия изоляции больше трех дней без ущерба на психоэмоциональное состояние, индивид неспособен.

Короткие периоды изоляции благотворно сказываются и являются приятными и расслабляющими. Что касается длительного периода в состоянии сенсорной депривации – это влечет за собой психические расстройства, нарушение ощущения времени и пространства, и даже галлюцинации.

Сенсорная депривация, а также другие ее виды оказывает страшное влияние на развитие ребенка. Чем меньше возрастная категория человека подверженного эмоциональному и чувственному голоду, тем плачевней последствия. Недостаток эмоциональных и сенсорных стимулов, приводит к задержке развития и изменению подсознания.

Лечение сенсорной депривации

В случае насильственной или вынужденной депривации возникает необходимость лечения, так как такое состояние мешает нормальной жизнедеятельности индивида. Но стоит заметить, что сенсорная депривация чаще всего встречается с другими ее видами. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно: психотерапевтическое и медикаментозное.

Но намного важней не допускать депривации ни у детей, ни у взрослых. Для этого существует ряд профилактических показаний, которые основаны на удовлетворении необходимого количества сенсорных раздражителей и пробуждении чувств у человека: музыкотерапия, ароматерапия, сказкотерапия и другое.

Источник: https://psiho.guru/terminy/sensornaya-deprivaciya-degradaciya-lichnosti-ili-put-k-samopoznaniyu.html

Сенсорная депривация: что это такое, симптомы и лечение – Подавлен

Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода. Сенсорная депривация. Притча - В руках судьбы

Термин «сенсорная депривация» переводится с латыни как «отсутствие чувств».

Довольно часто рассматриваемое состояние человеческой психики обозначают при помощи словосочетания «стимульная депривация», что является продолжительным отсутствием сенсорных стимулов, которые воспринимаются человеческим мозгом при помощи определенных каналов.

Данное состояние можно сравнить с эмоциональной «голодовкой», при которой человек испытывает недостаток в различной информации. Подобные проблемы активируют работу той части мозга, что отвечает за воображение.

На фоне повышенной активности этого мозгового отдела, у человека появляются приступы визуальных галлюцинаций, которые являются своеобразным защитным механизмом. Давайте рассмотрим, что такое сенсорная депривация и чем опасно это состояние.

Сенсорная депривация — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств

Характеристика депривационного синдрома

Продолжительная депривация приводит к появлению различных психических расстройств, выражающихся в виде бессонницы, проблем с восприятием окружающего мира, эмоциональной неустойчивости и лабильности.

Следует отметить, что часто люди специально ограничивают собственный контакт с действительностью, для того, чтобы открыть в себе новые границы восприятия.

Однако длительное пребывание в условиях изоляции может принести в жизнь человека множество различных проблем.

Сенсорная депривация довольно часто используется при проведении различных экспериментов, цель которых — выявить возможности человеческого мозга в состоянии изоляции от различных внешних раздражителей.

В повседневной жизни человек взаимодействует с окружающим миром, при помощи специальных каналов. К таким каналам относятся зрение, слух и осязание. Отсутствие поступающей информации от одного из этих каналов, может привести к появлению различных состояний у индивидуума.

Возможные осложнения при сенсорной депривации у детей

Наличие сенсорной депривации в детском возрасте, вызванной нарушением восприятия различных сигналов, поступающих из окружающей среды, может спровоцировать развитие психических расстройств.

Чаще всего подобные проблемы приводят к снижению психического и интеллектуального развития. По словам специалистов, чаще всего у детей наблюдается слуховая и зрительная форма рассматриваемого синдрома.

Особую опасность для развития психики несёт недостаток тесного контакта младенца с матерью, в первые несколько недель появления на свет.

Дети, не имеющие семьи и воспитывающиеся в специальных учреждениях, часто испытывают нехватку новых впечатлений. Постоянное нахождение в условиях интерната приводит к замедлению темпа развития двигательных функций. Помимо этого, у подобных детей часто наблюдаются проблемы с функциональностью речевого аппарата и низкий уровень интеллектуального развития.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека

Возможные осложнения при сенсорной депривации у взрослых

В более зрелом возрасте, данное состояние появляется либо спонтанно, либо намеренно. Ярким примером намеренной сенсорной депривации является использование специальных повязок и ушных затычек во время сна.

Использование подобных приспособлений ограничивает восприятие таких раздражителей, как звук и свет. Нередко люди оказываются в похожих условиях в силу особенностей собственной профессии. К таким людям относятся моряки-подводники, астронавты и спелеологи.

Пребывание в изоляции в отдалении от привычных условий, приводит к появлению определенных изменений в сознании человека.

Некоторые люди намеренно «перекрывают» некоторые каналы восприятия для того, чтобы добиться определенного состояния. В число таких людей, входят монахи и йоги, использующие отказ от каналов восприятия для достижения состояния нирваны.

Причины развития сенсорной депривации

Проблемы с восприятием окружающего мира чаще всего обусловлены физическими недостатками человеческого тела или экстремальными ситуациями. Также следует отметить, что рассматриваемое состояние имеет две формы проявления: скрытую и явную.

Явная форма стимульной депривации характерна для воспитанников детских домов, и людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Скрытая форма депривации может проявиться даже при наличии благоприятных условий для жизнедеятельности.

Сенсорная депривация — это мультифакторное расстройство, причины которого могут иметь как внутренние, так и внешние «корни». Чаще всего подобное расстройство у ребенка проявляется при отказе от него родителями.

Также к внешним причинам развития заболевания относятся недостаток родительской любви и нарушения в работе сенсорных органов. Нередко в качестве причины появления подобных проблем рассматривается неполноценная семья и длительное пребывание ребенка в интернате.

Однако, по мнению специалистов, основная причина данного синдрома, пренебрежение потребностью ребенка познавать окружающий мир.

Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения на развитие ребенка имеет особую важность в формировании личности. Осложнить этот процесс могут как темперамент, так и другие личностные особенности.

Специалисты из области психологии говорят о том, что в жизни каждого ребенка имеются моменты, в которых он нуждается в материнской заботе. Родительское внимание имеет первостепенную важность в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев.

Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает познавать окружающий мир самостоятельно. До этого времени, все процессы построения взаимоотношений с окружающими объектами осуществляются при помощи родителей.

Отсутствие взаимосвязи между родителями и ребенком, могут привести к нарушениям в восприятии поступающей информации.

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями

Факторы, влекущие за потерю сенсорного восприятия у взрослых:

  1. Ограничение поступающей информации при нахождении в учреждениях, ограничивающих свободу (воинские училища, тюрьмы, закрытые лечебницы).
  2. Продолжительное пребывание в одном помещении, при условии отсутствия возможности выйти на улицу или вступить в другую форму контакта с «внешним» миром.
  3. Использование специальных методик, позволяющих снизить собственное восприятие (медитация, йога).
  4. Особенности профессиональной сферы.
  5. Проблемы с восприятием, возникшие на фоне болезней и травм, провоцирующих потерю зрения, слуха или чувствительности.
  6. Различные экстремальные ситуации, не связанные с желанием человека снизить качество взаимодействия с окружающим миром.

Важно отметить факт, что сенсорная депривация может оказывать на человеческую психику как конструктивное, так и деструктивное воздействие. Важная роль в этом вопросе отведена уровню эмоциональной и психической подготовки к подобным лишениям.

В случае с неподготовленным человеком, появление проблем, связанных с восприятием, может стать причиной развития различных заболеваний. Исследования, посвященные этой теме, помогли ученым разобраться в особенностях различных фобий и такого заболевания, как аутизм.

Наличие определенной подготовки к подобным лишениям, позволяет человеку лучше познать свой внутренний мир и раскрыть новые грани своих интеллектуальных и творческих возможностей.

Клиническая картина

Сенсорная депривация в психологии — это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения.

По словам специалистов, подобные действия являются своеобразной тренировкой образной памяти. Но следует обратить внимание на тот факт, что длительное пребывание в подобных условиях может негативно отразиться на психике.

Приступы апатии, частые перемены в настроении и заторможенность являются основными симптомами длительного пребывания в условиях ограниченного восприятия.

К сожалению, сегодня нет единой классификации для описания клинической картины этого явления. Но, специалистам удалось выявить некоторые симптомы, характерные для рассматриваемого синдрома. К таким симптомам относятся:

  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, логическим мышлением и работой речевого аппарата;
  • приступы галлюцинаций и бредовые идеи;
  • проблемы с ориентацией в пространстве и времени;
  • временные психические расстройства.

Среди физиологических симптомов сенсорной депривации следует выделить частые приступы мигрени, а также чувство зуда и сухости во рту. Нередко стимульная депривация выступает в роли причины развития деперсонализационных расстройств и дегенеративных изменений клеток нервной системы. Помимо этого, у пациентов наблюдаются нарушения в цикле бодрствования и сна.

Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу

Депривация является одной из причин появления необоснованных страхов и фобий. Помимо этого, человек проявляет повышенное недовольство собственными физиологическими и личностными особенностями.

Подобное состояние может быть осложнено беспричинной агрессией, апатией и затяжной депрессией. Под влиянием депривации, у людей наблюдается увеличение внушаемости и слабость перед гипнотическим воздействием.

Ключевая роль в данном вопросе отведена сфере эмоционального восприятия. На сегодняшний день, существует два отдельных проявления изменения эмоционального восприятия при сенсорной депривации. Первый вид характеризуется увеличением эмоциональной лабильности, на фоне общего снижения чувствительности психики.

При этой форме развития синдрома, человек проявляет острую реакцию на различные события. Для примера, приведем ситуацию, в которой чувство испуга может породить своеобразную эйфорию и вызвать улыбку. Вторая форма проявления эмоциональных перемен приводит к снижению уровня чувствительности к событиям, которые ранее имели большую значимость для человека.

В этой ситуации хобби и увлечения перестают приносить положительные чувства и становятся безразличны.

Методы лечения

Сенсорная депривация редко проявляется как самостоятельное заболевание. Чаще всего данный синдром развивается совместно с другими формами депривации, что приводит к необходимости комплексной терапии. Для того чтобы нормализовать состояние пациента, специалистам следует найти истинную причину появления расстройства.

Сложность диагностики объясняется тем, что для выявления причин депривации следует изучить не только жизнь пациента, но и разобраться в индивидуальных особенностях его личности. Чаще всего, терапия этого психического расстройства осуществляется совместными усилиями психотерапевта и психиатра.

Для того чтобы нормализовать состояние психики пациента используются как медикаментозные методы, так и сеансы психической коррекции.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день нет определенного метода медикаментозного лечения, который бы использовался для каждого больного.

Использовать различные препараты можно только после проведения диагностических мероприятий и выявления физиологических изменений в организме.

Чаще всего в составе комплексного лечения применяются снотворные препараты, седативные средства и антидепрессанты.

Простейшие приспособления сенсорной депривации — плотная повязка на глаза и беруши

Психическая коррекция

Сеансы психокоррекции являются неотъемлемой составляющей комплексного лечения данного заболевания.

Основная задача врача — добиться состояния пациента, в котором он находился до появления депривационного синдрома.

Длительное пребывание в подобном состоянии приходит к потере контакта с окружающим миром, поэтому первостепенная задача психотерапевтического лечения — восстановить потерянную взаимосвязь.

Следует обратить внимание на то, что данный синдром требует обязательного медицинского вмешательства. В противном случае могут развиться осложнения, которые отразятся как на психическом, так и физиологическом здоровье больного.

Симптомы депривационного синдрома легче диагностировать в детском возрасте, так как взрослым пациентам значительно сложнее «открыться» перед врачом. Основная задача специалиста, создать специальные условия, в которых на пациента будет оказываться воздействие различными раздражителями.

Подобный метод позволяет получить положительные результаты, которые требуется закрепить сеансами психотерапии.

Источник:

Причины, лечение и виды депривации

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.).

Источник: https://glpni.ru/prochee/sensornaya-deprivatsiya-chto-eto-takoe-simptomy-i-lechenie.html

Конспект – ТА – 01

Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода. Сенсорная депривация. Притча - В руках судьбы

  • Сначала ты не знаешь то, что ты не знаешь: если ты никогда не видел велосипед, то ты не знаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты не знаешь: увидев велосипед, ты понимаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты знаешь: обучившись кататься на велосипеде, ты знаешь, как на нем кататься.
  • А потом ты не знаешь как, но ты знаешь: навык владения велосипедом – часть тебя, и ты не знаешь как, но ты ездишь на нем.
  • Потом ты можешь достигнуть мастерства владения велосипедом, когда можешь обучить другого этому ремеслу.

Познай самого себя

Сенсорный голод

Младенцы без физического контакта деградируют в результате сенсорного голода – это касается не только людей, но и животных. У взрослых – аналогично. Этим обусловлен страх одиночных камер, несущих психические расстройства – даже закоренелые преступники боятся их больше всего. Сенсорная депривация несет за собой органические дегенеративные изменения в нервных клетках.

Сенсорный голод похож на пищевой голод: есть аскеты, есть гурманы, есть переедание – это чрезмерная стимуляция и недоедание – недостаточная стимуляция нервной ткани.

Ребенок отдаляется от матери, тактильная близость позади. Остается компромисс – превратить касания в речь. Этим обусловлена потребность в признании. Усложняется путь к достижению удовлетворения, и рождается индивидуальный путь или судьба: киноактер или ученый, например. У каждого свой рацион.

Какими стимулами сформирована нервная ткань у ребенка, на такие стимулы он, будучи взрослым, будет провоцировать окружающую среду и создаст соответствующую среду обитания для себя.

Стимулы, которыми удовлетворен сенсорный голод ребенка, формируют для него уровень нормы. Когда ребенок вырастает, он бессознательно создает такие события в своей жизни, чтобы получить такой же набор стимулов.

  • Роли остаются, а исполнители ролей меняются.
  • Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди.
  • Форма следует за функцией – закон из архитектуры.

Поглаживания

Поглаживание – это физический контакт, принимающий разные формы: погладили, обняли, щелкнули по лбу. В разговорной речи – любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Поглаживание – это единица социального действия. Обмен поглаживаниями – транзакция – единица общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.

Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также и на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии.

Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Организм бессознательно адаптируется под то поведение, при котором есть стимуляция нервной ткани поглаживаниями.

Например, если бессознательное ребенка обучилось тому, что получить внимание родителей можно в случае болезни, то ребенок будет болеть. Важно научить себя оказывать внимание близким людям без видимых на то причин.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия – это проблема: о чем же нам говорить – вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе – это помогать друг другу в этом вопросе. Извечная проблема человека – как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени – программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа – строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа – это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

Игры

По мере того, как люди лучше узнают друг друга, начинается индивидуальная программа. Инциденты, случайности – случайны лишь на первый взгляд. Они следуют определенным моделям, предсказуемы.

Работают четко по негласным правилам и инструкциям. И это – игры. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях – всё это год за годом может протекать в вариантах одной и той же игры.

Игры – не значит забавно или несерьезно. Игры – это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Игры могут быть мрачными и опасными. Игры – это подмена реальной жизни и подлинной близости.

Варианты упорядочивания времени: ритуалы, развлечения, игры, близость, деятельность, которая может служить основой для остальных. Деятельность – это такой способ упорядочивания времени, когда вы упорядочиваете время других людей.

Задача игры – получить удовлетворение, выигрыш (самоуничтожение может являться выигрышем, поэтому выигрыш как понятие не имеет оценочной окраски).

Подлинная близость наступает, когда социальные схемы, скрытые мотивы отступают. Подлинная близость может удовлетворить сенсорный голод.

Индивидуум вне общества занят фантазиями или деятельностью. Если он в группе, то время упорядочивается следующим образом по увеличению сложности: ритуалы, развлечения, игры, близость и деятельность, которая служит основой для остальных.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я – это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них – не роль, а психологическая реальность.

Родитель – зафиксированный образ родителей. Взрослый – объективная оценка реальности. Ребенок – образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Примеры изменения эго-состояний

Ирина ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее.

Ирина находится в эго-состоянии Взрослого. Внезапно другой водитель обгоняет Ирину и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Ирина испытывает страх от того, что произойдет столкновение.

Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого.

Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Ирина качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине».

В этот момент Ирина перешла в эго-состояние Родителя.

В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Ирина сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока.

Сейчас Ирина перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель.

Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Ирина не осознает, что она проигрывает свое детство.

Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить.

Когда Ирина сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Ирина говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс — умный мужчина.

Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва». Ирина снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется.

Ее смех — это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Транзактный анализ

Единица социального общения – транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое – реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Процедуры и ритуалы

Процедура – это серия простых дополняющих трансакций от Взрослого к Взрослому, направленные на изменение действительности.

Ритуал – это серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями. Ритуалы могут быть формальными, неформальными. Форма ритуала определяется традицией.

Ритуал приветствия – точный расчет поглаживаний. Устоявшийся ритуал мешает новой процедуре.

Процедуры программируются Взрослым, ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечение – это обмен трансакциями, например, болтовня о том, поменял ли ты зимнюю резину, какая футбольная команда лучше и так далее. Развлечение позволяет отобрать подходящего субъекта под игру. Отбор происходит на бессознательном уровне. Развлечения не смешиваются. Развлечения стереотипны, так как служат стереотипным целям.

Мы изучили сенсорный голод и неосознаваемую потребность его утолять привычными стимулами и реакциями.

Если вы принимаете решение менять свой рацион, я приглашаю вас познакомиться со структурой сильных убеждений.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся – изменения не только возможны, но и неизбежны – любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Притча – В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы.

— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.

Задание для закрепления материала

Открыть дополнительные материалы к занятию ТА – 01

Источник: https://qcic.ru/k-ta-01

Почему возникает стресс при информационном голоде?

Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода. Сенсорная депривация. Притча - В руках судьбы

По данным ВОЗ, с 2010 года наблюдается рост числа психических заболеваний и отклонений. Одной из причин такого положения стала сенсорная депривация. Она формируется в родительской семье. Но ее признаки и симптомы можно наблюдать в любом возрасте.

Что такое сенсорная депривация?

В официальной психологии такой термин означает полное или частичное, кратковременное или длительное ограничение (лишение) стимуляции органов чувств. Иногда ограничение может быть добровольным и осознанным.

Духовные учения древности (Египет, Майя, Тибет) включали в себя обязательные практики уединения, длительные медитативные самоуглубления.

Полученный опыт помогал познать себя, законы мироздания, наработать необходимые личностные качества.

Информационный голод

В современном мире, переполненном информационными потоками, все же существует такое понятие. Острое ощущение нехватки информации для принятия решений о дальнейших действиях возникает в условиях изобилия, но хаоса. Все факты имеют равные вес и значимость. А в итоге потребность в информационном насыщении остается неудовлетворенной.

Тактильная депривация

Кожа – самый большой орган нашего тела. Она насыщенна чувствительными рецепторами. Прикосновения, механическое раздражение рецепторов поверхностных слоев кожи (массаж, спа-процедуры) во многих случаях благотворно сказывается на общем состоянии организма, психики. Отсутствие телесного контакта приводит к нарушениям во многих сферах жизни.

Преимущества и недостатки

В современном обществе большое распространение получили ретриты – практики уединения, концентрации на своем внутреннем мире, молчания. Получение такого опыта помогает переоценить и заново расставить существующие приоритеты, структурировать и гармонизировать внутреннее пространство, принять правильное решение.

Вынужденное или принудительное лишение (ограничение) поступления сенсорных стимулов чревато развитием неадекватного поведения и задержкой психического развития.

В тяжелых случаях диагностируются хронические и неизлечимые заболевания психосоматической природы.

Появление зависимостей от алкоголя, азартных или компьютерных игр, наркотиков – попытка человека разнообразить свою жизнь, убежать от депривации.

Капсула сенсорной депривации

Изучение феномена депривации и ее влияние на физическое и психическое здоровье человека удобно проводить в специально оборудованном пространстве.

Это полностью изолированная от любых внешних раздражителей емкость заполнена теплой соленой водой. В нее на несколько часов в день погружается испытуемый.

С помощью датчиков нейрофизиологи получают доступ к процессам, происходящим в сознании человека, пребывающего в сенсорной изоляции.

Изобретатель камеры, врач Джон Лилли, считал, что в замкнутом пространстве лучше всего изучать все необходимые для работы мозга и развития психики стимулы. Полученные результаты позволили исследователям начать изучение мозга крупных млекопитающих и даже составить карту коммуникативных знаков для общения дельфинов и человека.

Продолжительное (в течение часа) нахождение в капсуле производит выраженный терапевтический эффект:

  • переводит мозг в наиболее ресурсное состояние альфа- и тета волн;
  • оказывает глубинный и ярко выраженный релакс-эффект на внутренние органы и ткани тела;
  • вводит сознание человека в безоценочное состояние «потока», ослабляя «железную хватку» и уменьшая желание контролировать окружающий мир;
  • гармонизирует и умиротворяет внутреннее пространство;
  • повышает осознанность, усиливает интуицию, способствует появлению инсайтов и творческих идей.

Флоат-капсулу (камеру сенсорной депривации) создал в 1954 году американский психотерапевт и нейробиолог Джон Лилли. Теоретические основы для ее создания были заложены исследованиями, проведенными в годы Второй мировой войны. В послевоенные годы, когда Джон Лиллли работал в Университете штата Пенсильвания, он написал статью о работе мозговых структур и электрической активности мозга.

Виды депривации

В зависимости от направленности различают несколько видов депривации:

  • Двигательная
    Ее признаки (апатия, депрессия, лент, нежелание решать сложные задачи) появляются при ограничении активности (возможности двигаться) в течении 15 дней – 4 месяца.
  • Когнитивная
    Ее причиной становится информационный голод, появляющийся на фоне разрозненных и противоречивых сведений о происходящих событиях.
  • Эмоциональная
    Противоположность реакций (от замкнутости до аффектов) делает ее сложной для диагностики; страдает сфера общения.
  • Социальная
    Изоляция от общества, причины которой могут быть различны.
  • Экзистенциальная
    Она связана с вопросами поиска смысла, ориентиров; возникает при резких жизненных изменений (возрастные периоды, смена статуса, условий жизни).
  • Образовательная
    Нежелание получать новую информацию, знания связано с утратой мотивации к процессу учебы.
  • Культурная
    Отвращение к процессу обучения и использования знаний..

Собственно сенсорная депривация как ограничение или принудительная фильтрация внешних раздражителей различной модальности сочетается с другими видами деприваций.

Она наблюдается психологами в любом возрасте или во время перехода из одного возрастного периода в другой.

Особенности ее протекания и последствия зависят от общей устойчивости индивида, его направленности (экстраверт-интроверт), акцентуации характера.

Одиночество среди людей

Добровольная или вынужденная изоляция человека – всегда тревожный симптом. Если человек самоизолирется, дистанцируется от общества, то это может выявлять его неумение вступать в социальные контакты, создавать и длительное время поддерживать отношения с людьми.

Причиной такой ситуации чаще всего является элементарная безграмотность в вопросах общения, слабое владение коммуникативными навыками. Иногда имеет место деструктивное поведение (бестактность, агрессивность, раздражительность, повышенная эмоциональность и возбудимость).

Отдельным видом социальной самоизоляции считают полное погружение в виртуальный мир.

Увлечение компьютерными играми, многочасовое «зависание» в социальных сетях, постоянное просматривание электронных сообщений способствует отчуждению индивида, сокращению его контактов с близкими и значимыми людьми.

Доля участия индивида в общественных делах, а следовательно, и его влияние на текущие обстоятельства, неуклонно уменьшается. Это формирует зависимость от виртуального мира, создает иллюзии и неадекватные представления.

Важно! Следует отличать формальное общение, не предполагающее большого количества социальных контактов, от социальной изоляции. Первое является нормой для большинства временных (функциональных, мобильных) коллективов (групп, бригад).

Такие отношения возникают при попадании индивида в определенную среду (закрытое сообщество).

Для них характерно добровольное принятие и подчинение существующим правилам, схемам общения, минимальное количество неформального (неуставного) общения.

Причины развития

Этиология этого нарушения различна. Но симптомы, а главное – последствия во многом схожи. Непростые душевные состояния, как правило, требуют вмешательства специалистов.

Внешние причины

Неуважение к личности становится причиной сенсорной депривации. Оно проявляется сразу на нескольких уровнях:

  • со стороны государства, провластных и силовых структур:
  • в профессиональном коллективе (группе), когда человек не имеет полного права высказывать свое мнение, участвовать в общественных делах или влиять на текущие проекты;
  • в родительской семье, где к интересам человека остаются безучастны, отсутствует обратная связь между родителями и детьми.

Внутренние причины

Ощущение ненужности и реагирование с позиции жертвы человек проносит через всю жизнь. В большинстве случаев они формируются в детском возрасте. Дети с подобными патологиями воспитываются в неполных семьях, где мать физически не успевает уделять внимание ребенку. Как вариант, дети растут в яслях, находятся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, в интернатах или детских домах.

Иногда сами родители имеют негативные воспоминания о собственном детстве. В таком случае они воспроизводят воспитательные схемы и традиции своих семей, передавая ребенку патологические паттерны реагирования на ситуацию.

Часто депривация наблюдается у высокочувствительных детей, требующих повышенного внимания со стороны взрослых. Недостаток или отсутствие новых впечатлений в самый сензитивный период (до 6 лет) приводит к неадекватному восприятию зрительных и слуховых раздражителей.

Сенсорная депривация в детском и подростком возрасте

Первым самым значимым человеком для ребенка становится мать. И наличие телесного контакта в раннем детском возрасте очень важно для его нормального психического и физического развития.

Последствия тактильнаой депривации (отсутствие или недостаток ласк и поглаживаний) сродни недополучению организмом питательных веществ, голоду.

Она приводит к истощению нервной системы и запаса жизненных сил.

В старшем детском и подростковом возрасте к патологическому недостатку тактильных контактов обычно добавляется эмоциональная депривация. Отсутствие поддержки, внимания и понимания со стороны близких людей приводит к эмоциональному голоданию, формированию невротического поведения. В худшем случае подросток уходит в себя, находит компанию, которая разделяет его незрелые интересы и запросы.

Важно! Появившиеся у детей признаки депривации приводят к тяжелым последствиям. На поведенческом уровне формируется стойкая позиция жертвы, ярко выраженные невротические реакции, агрессия по отношению к окружающим.

Появляются трудно диагностируемые психосоматические заболевания, нарастает социальная дезадаптация, утрачиваются бытовые и профессиональные навыки.

Подросшего ребенка преследуют депрессивные мысли, он становится замкнутым и разочарованным в жизни человеком.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.