Страны с либерально демократическим режимом. Либеральная демократия

Либеральная демократия

Страны с либерально демократическим режимом. Либеральная демократия

В политической науке либеральная демократия выступает одной из наиболее распространенных моделей демократического устройства государства.

Во многом это обуславливается соответствием рассматриваемого направления классическим демократическим идеалам.

Переходя к рассмотрению сущностных черт и особенностей либеральной демократии, представляется необходимым привести одно из определений соответствующей категории:

Определение 1

Либеральная демократия – модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.

При этом одной из ключевых особенностей либеральной демократии выступает то, что в ее условиях основной целью государства провозглашается равное обеспечение каждому гражданину неотъемлемых прав и свобод, в числе которых могут быть названы:

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.
  • Частная собственность;
  • Неприкосновенность частной жизни, свободы передвижения;
  • Свободы мысли и слова, вероисповедания, свобода собраний и т. д.

При этом в связи с приданием в условиях либеральной демократии соответствующим благам статуса абсолютных ценностей, их юридическое закрепление обеспечивается на самом высоком законодательном уровне, в первую очередь – в Конституции государства, и находит свое продолжение в правоприменительной деятельности органов государственной власти.

Кроме того, в литературе отмечается, что для либеральной демократии характерна модель так называемого «открытого общества», то есть общества, в котором на конкурентных началах сосуществуют самые разнообразные общественно-политические взгляды (политический плюрализм и плюрализм мнений).

В том числе, соответствующая особенность может находить отражение в том, что в условиях либеральной демократии находящаяся у власти политическая сила не обязательно разделяет и поддерживает все ценности и идеалы классического либерализма, тяготея, например, к демократическому социализму. Однако, несмотря на место взглядов соответствующей партии или общественного объединения в политическом спектре, она с обязательностью должна разделять идеи господства права в либерально-демократическом государстве.

В этом отношении, представляется обоснованной точка зрения о том, что применительно к характеристике политического режима «либеральность» понимается не в смысле экономической составляющей соответствующего термина, а в смысле всесторонней защиты каждого члена общества от произвола со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

История становления и развития идей либеральной демократии

На протяжении длительного периода исторического развития, до середины XIX века идеи демократии и либерализма находились между собой в определенном противоречии, поскольку классический либерализм предполагал в качестве основы государства индивида-собственника, для которого обеспечения его экономических прав гораздо важнее, нежели, например, необходимость выживания, или разного рода, социальные блага.

При этом, как известно, демократы утверждали необходимость участия в формировании власти и принятии социально значимых решений большинства населения, в том числе представителей неимущего класса, поскольку, по мнению демократов, лишение таковых избирательных и политических прав по своему содержанию выступает одной из форм порабощения граждан. Либералы, в свою очередь, отстаивали точку зрения о том, что власть неимущих представляет действительную угрозу частной собственности и гарантий свободы личности.

Переломным моментом в соответствующей дискуссии, предопределившим возможность возникновения либеральной демократии, как модели государственного устройства стал период середины XIX в.

, когда ряд исследователей, во главе с французским политическим деятелем Алексисом де Токвилем последовательно обосновали точку зрения о том, что существует реальная возможность существования общества, в котором личная свобода и частная собственность не только сосуществуют с демократическими идеалами, но и находятся между собой в гармоничном единстве, дополняя друг друга.

Замечание 1

Ключевой идеей и условием жизнеспособности либеральной демократии, по мнению А. де Токвиля выступает равенство возможностей граждан в государстве, в том числе в экономической и политической сферах.

Условия становления и утверждения либеральной демократии в государстве

Несмотря на достаточную распространенность либерально-демократических идей в политической науке и программах политических партий, до сих пор достаточно остро стоит вопрос о том, каков перечень условий, необходимых и достаточных для возникновения, становления и окончательного утверждения либерально-демократического устройства государства.

Так, в соответствии с одной из точек зрения, минимальный объем соответствующих условий представлен:

  • Развитой системой правосудия в стране;
  • Законодательное провозглашение и защита частной собственности;
  • Наличие широкого среднего класса, как основы любой демократии;
  • Сильное гражданское общество, состоящее из политически активных членов социума.

Однако не все ученые, разделяя необходимость обеспечения соответствующих условий, соглашаются с мнением об их достаточности для установления либеральной демократии, приводя примеры ситуаций, в которых, несмотря на их наличие, происходит формирование «дефектных» демократий.

В этой связи, следует подчеркнуть, что еще одним условием либеральной демократии следует признавать наличие длительного исторического процесса формирования демократических традиций, обычаев и институтов, а также привлечение юридических процедур и широких слоев населения для разрешения конфликтов.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/demokratiya/liberalnaya_demokratiya/

Либеральная демократия: определение, сущность, характеристика, недостатки

Страны с либерально демократическим режимом. Либеральная демократия

Дословно «демократия» переводится как «власть народа». Однако народом, или «демосом», ещё в Древней Греции называли только свободных и состоятельных граждан – мужчин. Таковых в Афинах было около 90 тыс.

человек, одновременно с ними в том же городе проживало примерно 45 тыс. неполноправных (женщины и бедняки), а также более 350(!) тысяч рабов.

Изначально либеральная демократия несёт в себе достаточное число противоречий.

История вопроса

Наши предки в доисторические времена решали все важные вопросы сообща. Однако такое положение сохранялось относительно недолго. С течением времен одни семьи сумели аккумулировать материальные блага, другие – нет. Имущественное неравенство известно с начала веков.

Либеральная демократия в приближённом к современному понимании впервые возникла в Афинах, столице Древней Греции. Это событие относится к 4-му веку до нашей эры.

Афины, как и многие поселения того времени, представляли собой город-государство. Свободным гражданином мог быть только мужчина, обладающий определённым количеством имущества. Сообщество этих мужчин решало все важные для города вопросы на народном собрании, которое было высшим органом власти. Все остальные граждане были обязаны эти решения выполнять, их мнение никак не учитывалось.

В наши дни хорошо развита демократия в Канаде и скандинавских странах. Так, в Скандинавии образование и здравоохранение для народа бесплатны, а уровень жизни у всех примерно одинаков. В этих странах существует система противовесов, позволяющая избежать кардинальных различий.

Парламент избирается по принципу равенства: чем больше населения в данной местности, тем большее количество представителей она имеет.

Определение понятия

Либеральная демократия в наши дни – это такая форма общественного устройства, которая теоретически ограничивает власть большинства в интересах отдельных граждан или меньшинств.

Те люди, которые относятся к большинству, должны быть избраны народом, но абсолютная власть им недоступна. Граждане страны имеют возможность создавать различные ассоциации, выражающие их требования.

Представитель ассоциации может избираться в правительство.

Демократия подразумевает согласие большинства народа с тем, что предлагают ему избранные представители. Народные избранники периодически проходят процедуру выборов. Они несут личную ответственность за свою деятельность. Обязательно должны соблюдаться свобода собраний и слова.

Такова теория, но практика сильно с ней расходится.

Обязательные условия существования демократии

Либеральная демократия предполагает выполнение таких требований:

  • Власть разделяется на равноправные ветви – законодательную, судебную и исполнительную, каждая из которых выполняет свои функции самостоятельно.
  • Власть правительства ограничена, все насущные вопросы страны решаются при участии народа. Формой взаимодействия может быть референдум или другие мероприятия.
  • Власть позволяет озвучивать и оговаривать разногласия, при необходимости принимается компромиссное решение.
  • Информация об управлении обществом доступна для всех граждан.
  • Общество в стране монолитно, нет признаков раскола.
  • Общество экономически успешно, количество общественного продукта увеличивается.

Сущность либеральной демократии

Либеральная демократия – это равновесие между элитой общества и другими его гражданами. В идеале демократическое общество защищает и поддерживает каждого своего члена. Демократия – противоположность авторитаризма, когда каждый человек может рассчитывать на свободу, справедливость и равенство.

Для того чтобы демократия была реальной, нужно соблюдать такие принципы:

  • Народный суверенитет. Это значит, что народ в любой момент в случае несогласия с правительством может изменить форму управления или конституцию.
  • Избирательное право может быть только равным и тайным. Каждый человек имеет один голос, и этот голос равен остальным.
  • Каждый человек свободен в своих убеждениях, защищён от произвола, голода и нищеты.
  • Гражданин имеет право не только на избранный им труд и его оплату, но и справедливое распределение общественного продукта.

Недостатки либеральной демократии

Они очевидны: власть большинства концентрируется в руках нескольких человек. Над ними трудно – практически невозможно – осуществлять контроль, а решения они принимают самостоятельно. Поэтому на практике разрыв между ожиданиями народа и действиями правительства оказывается огромным.

Антагонистом либеральной выступает прямая демократия, при которой каждый человек может влиять на общее решение без промежуточного звена.

Характеристика либеральной демократии такова, что выборные представители постепенно дистанцируются от народа, а со временем полностью переходят под влияние групп, контролирующих финансовые потоки в обществе.

Инструменты демократии

Другие названия либеральной демократии – конституционная или буржуазная. Такие названия связаны с историческими процессами, по которым развивалась либеральная демократия. Определение это подразумевает, что главный нормативный документ общества – конституция, или основной закон.

Главный инструмент демократии – выборы, в которых (в идеале) может принять участие каждый совершеннолетний человек, не имеющий проблем с законом.

Граждане для выражения своего мнения могут принять участие в референдуме, митинге или обратиться в независимые средства массовой информации.

На практике доступ к СМИ могут получить только те граждане, которые в состоянии оплатить их услуги. Поэтому заявить о себе имеют реальный шанс только финансовые группы или отдельные весьма состоятельные граждане. Однако наряду с партией власти всегда есть оппозиция, которая может победить на выборах в случае неудач правительства.

Теоретическая сущность либеральной демократии великолепна, но её практическое использование ограничено финансовыми или политическими возможностями. Также часто встречается показная демократия, когда за правильными словами и яркими призывами скрываются вполне конкретные интересы, никак не учитывающие запросы населения.

Источник: https://FB.ru/article/226037/liberalnaya-demokratiya-opredelenie-suschnost-harakteristika-nedostatki

Почему либеральная демократия – мой выбор – Гражданское общество Запорожье

Страны с либерально демократическим режимом. Либеральная демократия

С самого момента появления человека на планете и образования первыхчеловеческих сообществ, ключевой идеей, терзавшей умы мыслителей, была идеяпостроения идеального человеческого общества.

Если углубиться в анализисторического процесса, то можно найти массу примеров таких теоретическихпостроений, названных позже «утопиями», поскольку ни одно из них не былопритворено в жизнь в том виде, в котором замышлялось.

«Город Солнца» Кампанеллы, «Золотая книга» Мора, «Новая Атлантида» Бэкона,«Манифест коммунистической партии» Маркса… Список можно продолжать.

Что объединяло все эти теории? Желание смоделировать идеальное человеческоеобщество, строящееся на шести основных общечеловеческих ценностях: • равенство всех людей (вне зависимости от социального происхождения, расовойили этнической принадлежности, гендерных и прочих различий) в правах ивозможностях реализовать свой потенциал; • свобода человека совершать любые желаемые им действия, если только они ненарушают свобод других людей; • социальная справедливость, предполагающая соответствие деяния и воздаяния длявсех членов общества; • экономическая эффективность, предполагающая, что общество построено таким образом,что позволяет с минимальными издержками получать максимальный результат; • технический прогресс, подразумевающий накопление все большего количестваблаг, облегчающих жизнь человека, освобождающих его от рутинного труда; • культурное и моральное совершенствование человечества по мере историческогоразвития. Наиболее удачно удалось обобщить все эти прекрасные, гуманные идеи Марксу,который сформулировал главную цель развития человечества – «переход из царстванеобходимости в царство свободы» для всех без исключения людей. А еслиизъясняться еще проще – достижение всеобщего человеческого счастья. Если переходить от теории к практике, то мы найдем в истории несколькопримеров, в ходе которых была осуществлена попытка построения таких идеальныхобществ. Наиболее ранние из них относятся к временам Античности ипервобытнообщинного строя, когда существовали так называемые «военныедемократии». Однако, будучи справедливым к своим согражданам, такие обществабыли враждебны окружающим их соседям. Войны и проистекавший из нихрабовладельческий уклад не дали возможность реализовать идеи «рая на земле». Следующей известной попыткой реализации утопии можно считать якобинскуюдиктатуру во Франции: она впервые выразила претензию разрушить старый мир дооснования и воздвигнуть новый, справедливый и гуманный. Все бы ничего, если быне сопровождавшие все это террор и гильотины. Следующей наиболее известной попыткой построения идеального общества былостроительство коммунизма в СССР и ряде других государств. Однако основанная насветлых идеях Маркса концепция, при практическом воплощении в жизнь, привела крезультатам, диаметрально противоположным ожидаемым: вместо равенства –диктатура большинства над меньшинством; вместо демократии – власть узкого кругапартийной элиты; вместо свободы – ограничения воли человека; вместо социальнойсправедливости – всеобщая уравниловка; вместо эффективной экономики –деградация производственных отношений. Можно ли еще найти примеры претворения в жизнь социальных утопий? Таких большенет. Развал СССР как оплота коммунистической доктрины существенно подорвал позициисторонников построения обществ по «утопическим» моделям. Еще более ощутимымэтот крах стал потому, что на ряде других территорий земной суши (в странахЗападной Европы и США), во ІІ-й половине ХХ века возник абсолютно инойсоциально-экономический и политический уклад – либеральная демократия. И он былвоплощен в жизнь без помощи утопических идей и хитроумных моделей. Сам собой входе объективного прогресса общества. «Западная» модель демократии имеет массу недостатков. Однако, если попытатьсяответить на вопрос, какое общество на сегодняшний день наиболее приблизилось квоплощению в жизнь названных выше шести общечеловеческих ценностей, ответ будеточевиден – либеральная демократия. Ни один другой тип общественного устройства,из существующих ныне, не способен дать человеку такого уровня справедливости,равенства, свобод и экономических возможностей, какие дает западное общество. И если попытаться задаться вопросом, а возможно ли в будущем построение иной,кардинально отличной от западной, модели общества, которая была бы более близкак описанному идеалу, ответ тоже будет очевиден – невозможно. Ибо любые другие(кроме демократических) модели общественного устройства, своей практикой будутпопирать общечеловеческие ценности, без которых невозможен переход из «царстванеобходимости в царство свободы». Почему я выбираю либеральную демократию?1. потому что ее построение даст мне возможность чувствовать себя полноценным иравноценным членом общества, а также избавит от необходимости переживать поповоду существования несправедливости по отношению к другим людям; 2. потому что такое общество даст мне необходимую свободу в жизнедеятельности,не скованную общественным догмами и стереотипами; 3. потому что только такое общество может разрушить пагубный принцип «кто неработает – тот ест»; 4. потому что оно даст мне возможность зарабатывать средства к существованию заменьшее количество времени, увеличивая количество свободного времени, котороеявляется необходимым условием к духовному самосовершенствованию и одним изглавных мерил богатства общества;

5. потому что это общество даст мне доступ к самым передовым достижениямцивилизации, позволяя двигаться в ногу со временем и чувствовать себясовременным человеком.

Центр построения гражданскогообщества в Запорожье

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания.

Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.[1]

Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.

На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе.

Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества[источник не указан 1116 дней].

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм).

Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права.

Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

Политическая система

Демократический характер государственного устройства закреплён в основных законах и верховных прецедентных решениях, которые составляют конституцию. Основная цель конституции состоит в ограничении властных полномочий чиновников и правоохранительных органов, а также воли большинства.

Достигается это с помощью целого ряда инструментов, главными из которых являются господство права, независимое правосудие, разделение властей (по ветвям и по территориальному уровню) и система «сдержек и противовесов», которая обеспечивает подотчётность одних ветвей власти другим.

Правомерными являются только такие действия представителей власти, которые осуществляются в соответствии с опубликованным в письменном виде и в должном порядке законом.

Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством.

Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо не избираемым силам не допускается.

В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке.

Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право ания, независимо от расы, пола, материального положения или образования.

Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства.

Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в ании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы ание считалось состоявшимся.

Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными.

Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть.

Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп.

Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.

Права и свободы

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение.

  • Право на жизнь и на достоинство личности
  • Свобода слова
  • Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации
  • Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов
  • Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации
  • Свобода собраний и открытой общественной дискуссии
  • Академическая свобода
  • Независимое правосудие
  • Равенство перед законом
  • Право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона
  • Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну
  • Право на владение собственностью и на частное предпринимательство
  • Свобода передвижения и выбора места работы
  • Право на образование
  • Право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации
  • Равенство возможностей

Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограничены. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели.

Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Среди легитимных целей числятся защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали.

Многие ограничения носят вынужденный характер, чтобы права одних граждан не умаляли свободу других.

Особого внимания заслуживает то, что люди, принципиально несогласные с доктриной либеральной демократии (в том числе, по культурным или религиозным мотивам), наравне с остальными обладают теми же правами и свободами.

Это вытекает из концепции открытого общества, согласно которой политическая система должна быть способна к самоизменению и эволюции.

Понимание важности этого положения является относительно новым в либеральной демократии, и ряд её сторонников до сих пор считает легитимными правовые ограничения на пропаганду любых идеологий, враждебных этому режиму.

Условия

Согласно распространённому мнению, для возникновения либеральной демократии необходимо соблюдение ряда условий. В качестве таких условий приводятся развитая система правосудия, законодательная защита частной собственности, наличие широкого среднего класса и сильное гражданское общество.

Как показывает опыт, свободные выборы сами по себе редко обеспечивают либеральную демократию, и на практике часто приводят к «дефектным» демократиям[2], в которых либо часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Последнее является наиболее часто встречающейся проблемой.

Уровень материального благополучия в стране также едва ли является условием для перехода страны от авторитарного режима к либеральной демократии, хотя исследования показывают, что этот уровень играет значительную роль в обеспечении её устойчивости[3].

Между политологами существует спор, каким образом создаются устойчивые либеральные демократии. Наиболее распространены две позиции .

Согласно первой из них для возникновения либеральной демократии достаточно длительного раскола элит и привлечения правовых процедур, а также более широких слоев населения к разрешению конфликтов.

Вторая позиция состоит в том, что необходима длительная предыстория формирования демократических традиций, обычаев, институтов и т.д. тех или иных народов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

Источник: https://www.sites.google.com/site/gozpua/pocemu-liberalnaa-demokratia-moj-vybor

Урок 6: Политические режимы послевоенной Европы

Страны с либерально демократическим режимом. Либеральная демократия

План урока:

Либерально-демократические режимы

Антидемократические режимы

Тоталитаризм в Советской России

Итальянский фашизм

Нацизм в Германии

После Первой мировой войны перед обществом стояло много задач: восстановление разрушенной инфраструктуры, перестройка жизни с военного времени на мирный лад, возрождение сельского хозяйства и промышленности. Задачу усложнил мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и охвативший большую часть стран Европы и США.

Чтобы решить эти и множество других проблем послевоенного времени потребовалось объединение усилий всего общества, увеличилась роль государства в экономике. В этих условиях в разных странах мира в 20-30-е гг. установились демократические и антидемократические политические режимы. Они отличались между собой формой взаимодействия государства и общества.

Либерально-демократические режимы

В ряде стран демократический либеральный режим стал способом преодоления экономического кризиса, решения всех общественных проблем. К числу государств, в которых утвердился демократический режим, относились: Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада.

Запоминаем новые слова!

Демократический режим – это политический режим, при котором народ принимает участие в управлении делами государства, права и свободы граждан защищены законом, закон стоит выше органов государственной власти и президента.

Либерально-демократический режим отличают следующие признаки:

  • верховенство закона;
  • рыночный тип экономики;
  • защита государством права на частную собственность;
  • независимость судебной власти;
  • выборность органов законодательной власти;
  • многопартийность;
  • защита со стороны государства гражданских прав и свобод;
  • наличие в обществе оппозиции[1];
  • утверждение принципов свободной торговли.

В начале 30-х годов либерально-демократические режимы в странах Европы и США приобрели некоторые новые особенности:

  1. В каждом из демократических государств была создана собственная система социального обеспечения. Государство покрывало расходы на пособия для малоимущих, затрачивало средства на преодоление последствий безработицы, организовывало общественные работы с целью увеличения занятости населения.Таким образом, государство сглаживало общественные противоречия, неравенство в доходах граждан путем социальных реформ.
  2. Расширилось государственное регулирование трудовых отношений. В большинстве государств рабочий класс был самым многочисленным, составлял основу общества, поэтому власти стремились удовлетворить требования рабочих. В демократических государствах были расширены права профсоюзов, приняты меры по урегулированию конфликтов между рабочими и работодателями.
  3. В США, Канаде, Франции и других демократических странах развернулось женское движение за расширение прав. Так в 1918 по всей Европе началось движение за женское избирательное право, и к 1919 году американки, англичанки, жительницы Нидерландов отстояли свое право принимать участие в выборах наравне с мужчинами.

Источник

Таким образом, Великобритания, США, Канада, Франция вступили в новую стадию развития организованного капитализма. В их обществах, построенных на господстве частной собственности, утвердился демократический политический режим, который сглаживал противоречия между буржуазией и пролетариатом с помощью социальных реформ.

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по истории

Перейти

 

Антидемократические режимы

Не все государства преодолевали послевоенную разруху и мировой экономический кризис путем проведения социальных реформ, утверждения принципов демократии. В некоторых странах сложились антидемократические политические режимы – авторитаризм и тоталитаризм. На первый взгляд эти режимы схожи между собой, однако между ними есть серьезные отличия.

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государственная власть устанавливает полный всеохватный контроль над всеми сферами жизни общества: экономикой, политикой, культурой, религией, частной жизнью граждан. Основа любого тоталитарного режима – идеология, будь то коммунизм, нацизм, фашизм.

Запоминаем новые слова!

Коммунизм – идеология, согласно которой частная собственность порождает классовые противоречия, приводит к эксплуатации одного человека другим человеком.

Нацизм – это идеология, представляющая собой одну из форм фашизма, основанная на идее деления всего мира на чистую арийскую расу и все остальные низшие нечистые расы, которые подлежат уничтожению или порабощению.

Фашизм – это идеология, основанная на презрении к демократическим принципам, национализме и политике агрессивных войн, признании необходимости подчинения интересов отдельной личности интересам государства.

Признаки тоталитаризма:

  1. Вмешательство власти во все сферы жизни общества – культуру, политику, экономику, религию, включая личную жизнь граждан государства.
  2. Подчинение всего народонаселения одной идеологии, с помощью которой создается «новый тип людей» – мыслящих, думающих, действующих так, как того требует государство.
  3. Страной руководит диктатор, который создает из себя образ непогрешимого, идеального, всемогущего лидера, который не совершает ошибок.
  4. Замена рыночных отношений, основанных на свободной конкуренции, государственным экономическим планированием.
  5. Однопартийность – у власти одна единственная партия, оппозиция при этом отсутствует.
  6. Всевластие тайной полиции, разыскивающей и жестко наказывающей недовольных режимом людей, поощрение среди народонаселения доносительства.

В 20-30 годы политический тоталитаризм сложился в Советской России, Германии и Италии, изначально он был способом преодоления послевоенной разрухи, экономического упадка, но затем стал мощнейшим инструментом для установления тотального контроля государства над обществом. Несмотря на общие признаки, тоталитарные режимы СССР, Германии и Италии несколько отличались между собой.

Источник

Авторитаризм – политический режим, при котором власть в государстве принадлежит одному единственному человеку, провозгласившему себя вождем, лидером, диктатором. При этом участие народонаселения в политической жизни государства сводится к минимуму.

После Первой мировой войны авторитарные режимы были установлены в Польше, Португалии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки.

Авторитаризм, во многом похож на тоталитарный политический режим, однако он имеет ряд отличий:

  • В авторитарном государстве,несмотря на то, что доминирует официальная идеология, допускаются другие идейные течения.
  • Государство не вмешивается в личную жизнь своих граждан.
  • Тотальный контроль власти не распространяется на культурную жизнь и религию.
  • Несмотря на то, что государством правит одна единственная партия, допускается наличие оппозиции.
  • Власть опирается на силу, однако массовых репрессий, как при тоталитарном режиме, не происходит.

Таким образом, авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом, представляет собой некую смягченную версию тоталитарного политического режима.

Эффективно подготовиться к ОГЭ по истории помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Перейти

 

Тоталитаризм в Советской России

В 1924 году после смерти В.И. Ленина с приходом к власти И.В. Сталина в Советской России окончательно установился тоталитарный политический режим. Законодательная, исполнительная и судебная власть сконцентрировалась в руках И.В. Сталина.

Повсюду проводились так называемые «чистки»- расстрелы всех, кто не разделял сталинскую модель правления. Репрессии[2] против инакомыслящих проводились как в высших органах власти, так и среди простого народонаселения.

Сотни тысяч людей погибли после установления тоталитаризма в СССР.

В Советской конституции провозглашались многие права и свободы граждан, однако на деле, все они нарушались, не соблюдались. За людьми устанавливалась тотальная слежка, поощрялось доносительство, поиск «внутреннего врага». Отличительной особенностью советского тоталитаризма было полное огосударствление экономики –переход частной собственности в собственность государственную.

Итальянский фашизм

Формирование тоталитаризма в Италии связано с зарождением фашизма.

После Первой мировой войны итальянская экономика оказалась в полном упадке. Вернувшиеся с фронта итальянские солдаты не могли приспособиться к мирной жизни, более 2 миллионов человек не смогли найти себе работу. В то время как другие страны восстанавливались после войны за счет переданных им территорий, Италия не получила обещанных Антантой земель и осталась «у разбитого корыта».

В этих условиях происходило зарождение фашизма в Италии, чувствовавшие себя обманутыми итальянцы поставили перед собой цель – обеспечить процветание страны путем порабощения других народов. Лидером итальянской нации стал вождь Бенито Муссолини, завоевавший власть в Италии и установивший там тоталитарный фашистский режим.

Сущность тоталитаризма в Италии можно выразить словами самого Муссолини: «Все в государстве, ничего вне государства», который утверждал, что каждый итальянец должен забыть о собственных интересах и целях и подчинить свою жизнь интересам страны, которую возглавлял он сам. Диктатор Муссолини сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, превратил миллионы итальянцев в последователей фашизма. Противников фашизма отправляли в тюрьмы, однако массовых расстрелов недовольных режимом в Италии не было.

Источник

Политика Муссолини позволила Италии преодолеть последствия мирового экономического кризиса – государство обеспечило безработных рабочими местами, стало регулировать цены на продукты питания и промышленные товары, контролировало размер заработной платы рабочим. Более серьезные проблемы должна была разрешить агрессивная внешняя политика Муссолини, направленная на захват «вражеских территорий».

Зародившийся в Италии фашизм вызывал отвращение и благоговение в странах Западной Европы. В некоторых государствах возникли антифашистские движения, направленные против установления фашистского режима в собственной стране. Другие государства решили повторить опыт Италии, одним из таких государств была Германия.

Нацизм в Германии

Нацизм – это германский фашизм, основанный на идее превосходства над всеми одной расы – арийской. Причины нацизма в Германии:

  • Катастрофический упадок экономики, гиперинфляция, хозяйственная разруха.
  • Непомерно высокие репарации, возложенные на Германию странами-победительницами после Первой мировой войны.
  • Оккупация Германии французами, англичанами и другими войсками стран-победительниц уязвляла гордость немецкого народа, порождала националистические идеи.
  • Территориальные потери Германии (после Первой мировой у нее отобрали все колониальные владения, Эльзас и Лотарингию и другие области) вызывали возмущение немцев, ненависть к французам, англичанам и другим национальностям.

Источник

Нацизм в Германии утвердился благодаря Адольфу Гитлеру, который утверждал, что все беды в стране происходят по вине мирового еврейства, американских и английских олигархов. Спасение Германии, как и всего мира, Гитлер видел в уничтожении евреев и цыган, порабощении нечистокровных рас- славян, армян и прочих не арийских национальностей.

Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ

Перейти

 

Словарь

1. Оппозиция – противодействие по отношению к правящей партии, противопоставление мнению правящего лидера, властной группировки.

2. Репрессии – карательные меры применяемые государствам по отношению к инакомыслящим, противникам власти и правящего режима.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-6-politicheskie-rezhimy-poslevoennoj-evropy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.