В условиях гиподинамии. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника. Симптомы со стороны нервной системы

Содержание

Гиподинамия – причины, последствия, профилактика

В условиях гиподинамии. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника. Симптомы со стороны нервной системы

Еще полвека назад гиподинамией страдали только люди с серьезными хроническими заболеваниями или те, кто получил травму и вынужден был длительное время соблюдать постельный режим. Сейчас малоподвижный образ жизни ведут многие — и взрослые, и дети. Отсутствие должного количества физической активности приводит к существенно более неприятным последствиям, чем об этом принято думать.

Гиподинамия — это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.д. У детей развитие гиподинамии часто связано с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой и учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.

Несколько десятков лет назад люди гораздо больше занимались физическим трудом: дачи, огороды, тяжелая работа на производстве, ручная стирка, уборка — все это было неотъемлемой частью жизни любого человека.

Сейчас жизнь значительно упростилась в бытовом плане: не нужно ворочать руками тяжеленное постельное белье при стирке, на заводах все чаще используются достижения робототехники, новые технологии гарантируют нам развлечения, для которых не надо идти дальше дивана, а автомобили стали довольно доступным средством передвижения.

Люди избавлены от необходимости тяжелым физическим трудом добывать себе пропитание, поэтому они могут себе позволить все больше времени проводить в сидячем или лежачем положении. В таком случае мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются.

Слабость мышечной ткани негативно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.

Вот почему прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, нарушение обмена веществ и нередко ожирение.

В Великобритании, например, ученые отмечают, что уже трехлетние дети начинают вести малоподвижный образ жизни. Они двигаются в два раза меньше, чем это необходимо растущему организму. Их чаще возят на машинах, носят на руках, не дают проявлять активность в подвижных играх на улице и дома.

И это неудивительно: родители сами снижают активность своих детей, усаживая их смотреть мультики, потому что так удобнее. Ребенок никуда не влезет, ничего не разобьет, не сломает, он будет тихонько сидеть и смотреть.

Есть такая фраза: «Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать». Было бы смешно, если бы не было правдой.

Тихие и спокойные дети доставляют существенно меньше хлопот, поэтому сложно заподозрить, что с ребенком что-то не так.

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за наследственности, родовых травм, внутриутробной гипоксии.

И все же чаще всего детская гиподинамия обусловлена неправильным образом жизни ребенка, в формировании которого виноваты родители.

Гиподинамия становится следствием лишнего веса вплоть до ожирения, привычкой сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время, отсутствием прогулок на свежем воздухе, полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому и заканчивая спортом.

Влияние гиподинамии на организм ребенка

Для детей гиподинамия гораздо более опасна, чем для взрослых. Это обусловлено тем, что детский организм только формируется, и движение ему необходимо для правильного и гармоничного развития.

Да и взрослые редко обращают внимание на симптомы гиподинамии. Частенько мы списываем все на стрессы, плохую экологию и некачественное питание.

Хотя во многих случаях недомогание, вялость, сонливость, низкая работоспособность и бессонница связаны именно с недостатком движения.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма.

Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы.

По некоторым данным, уровень двигательной активности у детей в образовательных учреждениях в два-три раза меньше, чем необходимый минимум. Сегодняшние дети почти вдвое менее активны, чем их сверстники 50 лет назад. Сегодня гипокинезия зафиксирована у 50% мальчиков и 75% девочек школьного возраста.

Это огромные цифры! При этом всего 1,4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или хотя бы периодически. По данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников полностью освобождены от уроков физкультуры.

Хотя для больных детей занятия физкультурой даже более необходимы, чем для здоровых.

Профилактика гиподинамии

Цивилизованные страны пытаются решать проблемы, связанные с ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно-сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах.

А ведь все это — прямое следствие малоподвижного образа жизни. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника — одна из первостепенных задач современного человека. Во всем мире ширится движение за здоровый образ жизни.

Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья человека. Тем временем профилактика гиподинамии гораздо проще, чем других распространенных детских и взрослых проблем со здоровьем.

Уже новорожденным младенцам несколько раз в год показан курс массажа, а мамин массаж и ежедневное купание — неотъемлемая часть распорядка дня любого здорового маленького ребенка. Все это стимулирует развитие опорно-двигательного аппарата.

Маленькие дети с удовольствием бегают, прыгают, лазают, ползают, кувыркаются и вообще — двигаются. Но уже к среднему дошкольному возрасту одним из самых главных интересов становится движение пальцами по сенсорному экрану какого-нибудь гаджета. Что уж говорить о школьниках, у которых эти гаджеты всегда с собой.

Меня в свое время поразило, что в перемену почти весь класс шестиклассников (за исключением двух или трех человек) 15 минут играл в игрушки на телефонах, PSP или планшете. То есть дети, которые 45 минут сидели, были не против посидеть еще час. И вот тогда-то родители и должны начинать бить тревогу. От прогресса, конечно, не избавишься, а вот от гиподинамии можно.

Родители могут сделать физическую активность неотъемлемой частью жизни ребенка. Отличный способ — спортивная секция или семейные прогулки, походы и катание на велосипедах или роликовых коньках. Заведите собаку — прекрасное решение! Тогда хотя бы один член семьи будет каждый день минимум два раза гулять пешком по полчаса.

Не стоит бояться и походов по лесу или путешествий в горы. Дети любят приключения, они гораздо более сильны и выносливы, чем мы о них думаем.

Интеллектуальное развитие детей нередко сейчас считается более приоритетным, чем физическое, поэтому многие дети ходят в кружки по рисованию, музыке, компьютерной грамотности и изучению, например, китайского языка, а вот танцы и спорт для них — нечто заоблачное.

Родителям и учителям важно помнить, что совмещение сидячих занятий и подвижных — важный элемент для гармоничного развития ребенка. Тем более что выбор кружков сейчас очень велик: и танцы, и плавание, и борьба, и легкая атлетика, и теннис.

А школьные уроки физкультуры? Скажем честно, многие дети их не любят, потому что у них может что-то не получаться. Поэтому всеми правдами и неправдами от этих уроков школьники пытаются отлынивать, а если уговорить родителей, то можно попытаться достать освобождение — о, счастье! — на год.

Родители здоровых детей совершают ошибку, лишая активных нагрузок своего ребенка. Родители детей, у которых проблемы со здоровьем, тоже должны позаботиться о необходимом уровне активности: можно найти альтернативные способы занятий или заниматься дома.

Если место и финансы позволяют, можно приобрести для всей семьи какой-нибудь тренажер — беговую дорожку, велотренажер или даже простую шведскую стенку. Существуют и относительно недорогие (3–8 тыс. рублей) детские спортивные комплексы, в том числе и складные, если места мало.

В качестве альтернативы можно купить абонемент в бассейн, танцевальную студию или любую подобную группу. Да и сами родители должны подавать детям пример. Поменьше сидите, побольше двигайтесь, и пусть движение приносит радость.

Источник: https://5psy.ru/samopoznanie/gipodinamiya-prichiny-posledstviya-profilaktika.html

Гиподинамия: симптомы, ее последствия и профилактика

В условиях гиподинамии. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника. Симптомы со стороны нервной системы

Регулярная физическая активность необходима всем людям независимо от возраста и пола. Систематические тренировки укрепляют мышечную систему, в том числе и миокард, служат профилактикой застойных явлений в легких, улучшают циркуляцию крови в сосудах. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, имеют хорошую память, высокую работоспособность и хороший иммунный статус.

Гиподинамия – одна из наиболее острых проблем в современном мире.

Болезни, называемой этим термином, в медицине не существует, однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем.

Именно поэтому врачи всего мира с каждым годом уделяют гиподинамии среди населения все больше внимания. О значении этого термина не трудно догадаться, «гиподинамия» означает «пониженная активность».

Симптомы гиподинамии

Гиподинамия – это состояние, которое сопровождается огромным количеством симптомов, большинство из которых – это и есть следствие недостаточной физической активности. Можно выделить следующие основные признаки: вялость, сонливость; плохое настроение, раздражительность; общее недомогание, усталость; снижение аппетита; нарушение сна, снижение работоспособности.

Подобные симптомы периодически может ощущать практически каждый человек, но мало кто связывает их с гиподинамией. Поэтому при появлении таких признаков следует задуматься, достаточно ли времени вы уделяете физическим тренировкам.

Длительное снижение физической активности приводит к атрофическим изменениям в мышцах, костной ткани, нарушается обмен веществ, снижается синтез белка. Гиподинамия крайне неблагоприятно сказывается на работе головного мозга, возникают головные боли, бессонница, люди становятся эмоционально неуравновешенными.

Еще один из признаков гиподинамии – повышение аппетита, в результате чего увеличивается количество потребляемой пищи.

Сниженная физическая активность и чрезмерное питание могут довольно быстро привести к развитию ожирения, что способствует возникновению нарушений жирового обмена и атеросклероза.

Известно, что наличие атеросклероза значительно повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Этому способствует и повышение ломкости кровеносных сосудов, что также является следствием нарушения обмена веществ.

Немалое внимание должно уделяться физической активности у детей, особенно школьного возраста. При длительном сидении за партой происходит застой крови в сосудах нижних конечностей, что приводит к обеднению кровоснабжения других органов, в том числе и головного мозга. В результате ухудшаются мыслительные процессы, память и концентрация внимания.

Кроме того, у малоподвижных детей слабая мышечная система. Из-за слабости мышц спины у них формируются нарушения осанки. Как мы видим, последствия гиподинамии могут выражаться в нарушении функций многих органов и систем, причем зачастую такие нарушения с низкой физической активностью связывают в последнюю очередь, хотя на самом деле это не так.

Проблема лишнего веса. Причины и профилактика избыточного веса человека

Ожирение – это относительно «молодая» болезнь, которая появилась и стала повсеместной в середине XX века. Причиной тому – пресловутый сидячий образ жизни и культура «фастфуда», зародившаяся в США.

Сегодня, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблемами лишнего веса страдают порядка 1,5 миллиардов человек во всем мире. Лидерами являются США и Европа, в России избыточному весу подвержен каждый четвертый.

В некоторых странах проблемы избыточного веса и ожирения решаются на государственном уровне, однако до сих пор большого успеха добиться не удалось. Таким образом, борьба с лишним весом является задачей каждого конкретного человека.

Как определить есть ли лишний вес?

С чего следует начать процесс борьбы с лишним весом? Конечно, с попытки определить его наличие. Было бы неправильно делать это «на глазок», так как зачастую вывод о наличии избыточного веса является преждевременным. Это связано со стандартами, которые навязываются нам современной массовой культурой.

Одержимость борьбой с несуществующим «лишним весом» приводит к различным заболеваниям, например, к анорексии и/или булимии. Причины подобных печальных последствий: злоупотребление многочисленными «волшебными средствами», БАДами и несбалансированными диетами.

В России избыточная масса тела вообще редко рассматривается как проблема, с которой следует обращаться к врачам. Это еще больше усугубляет данную проблему.

Для определения лишнего веса существует показатель, получивший название индекс массы тела (ИМТ). Чтобы рассчитать ИМТ, необходимо разделить вес (в килограммах) на рост в квадрате (в метрах). Если ваш ИМТ находится в промежутке между 19 и 25, то проблем с лишним весом у вас нет. ИМТ от 25 до 30 означает избыточный вес, 30 и более – ожирение.

Причины появления лишнего веса

Ожирение принято разделять на первичное и симптоматическое, когда лишний вес является симптомом другого заболевания. Причинами первичного избыточного веса являются: генетическая предрасположенность, избыточное потребление продуктов питания и недостаток двигательной активности.

Что касается наследственности, то ученые согласны, что существует большая или меньшая генетическая предрасположенность к набору веса, однако наследственные факторы всегда реализуются в тесной связи с образом жизни человека.

Прежде чем «обвинять генетику», следует отметить, что чаще всего большее влияние все-таки имеют семейные привычки питания, которые передаются из поколения в поколение. А привычки – это то, что мы в силах изменить. То же самое касается сидячего образа жизни. Вывод прост: все в ваших руках.

Однако не стоит самостоятельно бороться с лишним весом. Лучше доверить дело профессионалам.

Некоторые лекарственные средства также могут приводить к увеличению жировых отложений. К ним относятся кортикостероиды, женские гормональные средства, антидепрессанты и др. Прием этих препаратов всегда должен быть по назначению и под контролем лечащего врача.

Лишний вес может быть результатом некоторых патологических состояний, таких как: нарушение функций щитовидной железы или гипофиза, недоразвитие половых желез, болезнь Кушинга, а также повреждения нервных клеток гипоталамуса.

Последствия лишнего веса

Лишний вес зачастую является причиной нарушения многих функций организма. В первую очередь, при избыточном весе увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Избыточная масса тела оказывает негативное влияние на опорно-двигательную систему, вызывая деформацию стопы, остеоартроз крупных суставов и другие нарушения.

Также лишний вес приводит к различным нарушениям обмена веществ, в результате чего может развиться атеросклероз и сахарный диабет.

Профилактика избыточного веса

Людям со склонностью к избыточному весу следует уравновесить количество потребляемой пищи и уровень физических нагрузок. Диета должна быть сбалансированной. Увеличение физических нагрузок, занятия спортом должны идти вслед за изменением диеты.

Важно понять, что именно послужило в вашем случае главным фактором увеличения веса – изменение рациона или уменьшение физических нагрузок. Тогда вы сможете найти оптимальное решение, которое будет идеальным именно для вас. Еще один незаменимый элемент профилактики, о котором часто забывают – это регулярные обследования и сдача анализов.

Подобные меры помогут выявить и решить проблему на самых ранних этапах ее появления.

Анализы при лишнем весе

гликированный гемоглобин, глюкоза в крови, пролактин, тиреотропный гормон, триглицериды, оценка липидного статуса, кортизол, лептин.

Уважаемые телезрители, гиподинамия и избыточный вес – проблемы, которыми следует заниматься с самых начальных признаков их проявления, для того, чтобы не доводить дело до посещения врача. Между тем, регулярное медицинское обследование не будет лишним и поможет выявить на ранних этапах все признаки, которые в будущем могут привести к лишнему весу и связанным с ним проблемам.

Статью подготовила:
Врач ОМП ГУЗ
«Елецкая городская больница №2»   Бурлакова И.С.

Источник: http://xn--2-7sbc2aomf1e8b.xn--p1ai/tsz-i-omp/53-gipodinamiya-simptomy-ee-posledstviya-i-profilaktika

Гиподинамия – болезнь поколения. Влияние гиподинамии на работоспособность (проект)

В условиях гиподинамии. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника. Симптомы со стороны нервной системы

Скачать

Муниципальное автономное образовательное учреждение Домодедовская СОШ № 10

Секция естественных наук (биология)

Научно-исследовательская работа на тему:

«Гиподинамия – болезнь поколения. Влияние гиподинамии на работоспособность»

Работу выполнила: ученица 10 класса

Обельчакова  Мария

Научный руководитель: учитель географии и биологии

Великсар Лариса Георгиевна

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1..Теоретическая часть

1.1Деятельность и ее отличительные черты

1.1.2.Виды деятельности

1.1.3.Работоспособность

1.2.Гиподинамия

1.2.1.Симптомы гиподинамии

1.2.2.Факторы риска. Причины появления гиподинамии

1.2.3.Последствия гиподинамии

1.3.Профилактика гиподинамии

1.4. Подытог

2.Практическая часть

2.1.Проведение социальных опросов. Сбор статистических данных

2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях  

2.2.Проведение эксперимента и измерений для практического подтверждения верности гипотезы

2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях

2.2.2.Измерение показателей группы в экспериментальных условиях

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Гиподинамия —это паталогическое состояние, которое провоцирует возникновение у человека большого количества патологий, поражающих практически все внутренние органы и системы.

Прежде всего это связано с нарушением кровообращения, которое приводит к гипоксии, при этом нарушается клеточное дыхание. Органы и ткани лишены нормального количества кислорода и как следствие нарушаются их функции и обмен веществ.

Страдает ЦНС, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, эндокринная система, ЖКТ, мочеполовая, опорно-двигательная система.

Подобному расстройству подвержен абсолютно каждый, в независимости от возрастной категории и половой принадлежности.

Цель данной работы: Рассказать о пагубном влиянии гиподинамии на организм человека. Оценить степень влияния гиподинамии на работоспособность учеников  9-11 класса.

 Для достижения  этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить соответствующую литературу и интернет-источники;
  • провести ряд социальных опросов
  • проанализировать и систематизировать полученные данные;
  • экспериментальным путем проверить полученные знания и доказать гипотезу

Гипотеза: гиподинамия – одна из причин низкой работоспособности школьников, отрицательно влияющая на их здоровье.

1..Теоретическая часть

Как и говорилось ранее, данное исследование посвящено влиянию гиподинамии на работоспособность. Для того, чтобы  провести необходимые эксперименты, нужно дать определения  понятиям: деятельность, работоспособность. А также следует выяснить, что такое гиподинамия, каковы ее симптомы и что является факторами риска для ее появления.

1.1 Деятельность и ее отличительные черты.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, суть которого – преобразовать и подчинить мир целям человека.

Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек действует сознательно, т.е.  человек ищет наиболее рациональные пути для выполнения задач, у выбранной деятельности есть цель
  • Продуктивный характер: конечный результат- продукт
  • Преобразующий характер: человек подчиняет себе окружающую среду
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в контакт с другими людьми

1.1.2.Виды деятельности

Основные виды деятельности : игра , общение, обучение, труд. Каждый из этих видов имеет свои цели и прочие особенности. В данной работе меня интересуют такие виды деятельности как обучение и труд, т.к. это те виды деятельности, в которых задействована изучаемая группа (15-18 лет).

Обучение- вид деятельности, целью которого является овладение определенными знаниями и умениями, необходимых для начала трудовой деятельности.

Труд- вид деятельности, конечным результатом которого является продукт (деньги, вещи и пр.)

Качество обучения принято измерять в баллах, выставляемых за ту или иную работу, а качество труда – в количестве полученного продукта.

Именно этими показателями я буду руководствоваться в дальнейших экспериментах.

1.1.3.Работоспособность

Работоспособность – способность человека  поддерживать организм в состоянии, при котором он сможет выполнять определенный вид деятельности.

Влияние на работоспособность оказывают многие факторы : режим труда и отдыха, рациональность питания ,температура, освещенность, здоровье человека, мотивация и многое другое.

Отклонение какого-либо из параметров непременно вызовет снижение работоспособности, поэтому так важно следить за тем ,чтобы все они находились в пределах нормы.

1.2.Гиподинамия

Говоря о гиподинамии, стоит отметить, что гиподинамия – не болезнь, а патологическое состояние, которое ,в свою очередь, провоцируют различные заболевания.

Выделяют три формы гиподинамии:

  • гипоэргия – недостаточность объема движений и их количества;
  • гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
  • гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.

1.2.1.Симптомы гиподинамии

При гиподинамии поражаются почти все системы: дыхательная, кровеносная,нервная,пищеварительная,опорно-двигательная ,половая и эндокринная.

Основные симптомы данного состояния:

  • бессонница
  • повышенная утомляемость
  • нервозность
  • частые переломы
  • ожирение
  • головные боли
  • сильная одышка
  • снижение работоспособности

1.2.2.Факторы риска. Причины появления гиподинамии.

Как можно заметить, в классификации форм гиподинамии во всех определениях фигурирует такое понятие как «недостаток  движения». Именно недостаток двигательной активности является причиной для возникновения гиподинамии.

Можно сказать, что гиподинамия – следствие освобождения человека от физического труда, т.к. изначально каждый индивидуум был запрограммирован  на самостоятельную добычу пищи.

Но в современном мире с развитой инфраструктурой в этом уже нет необходимости.

Но иногда гиподинамия вызвана каким-либо заболеванием, инвалидностью.

К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:

  • недостаток физических нагрузок;
  • избыточная масса тела;
  • психические расстройства;
  • соматические заболевания;
  • генетические склонности;
  • травмы при родах;
  • наркотическая/алкогольная зависимости

1.2.3.Последствия гиподинамии

Среди основных последствий гиподинамии выделяют: атрофию мышц, нарушение координации, миофасциальные синдромы, остеопороз, остеоартроз, остеохондроз, ухудшение метаболизма, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, нарушения работы  ЖКТ, обструктивную болезнь легких, ожирение, атеросклероз, инсулинорезистентность. Указанные заболевания приводят к уменьшению продолжительности жизни.

1.3.Профилактика гиподинамии

Гиподинамия стала действительно большой проблемой молодого поколения. Существует ряд пунктов по профилактике данного состояния:

  • Увеличение объема и разнообразия физических нагрузок
  • Чередование умственной и физической активности
  • Рационально питаться
  • Увеличить пребывание на свежем воздухе
  • Отказ от вредных привычек
  • Тщательное наблюдение за весом

Если следовать всем выше указанным пунктам ,то риск появления гиподинамии снизится.

1.4.Подитог  теоретической части

Изучив соответствующую литературу и собрав всю необходимую информацию, я могу сделать следующие выводы :

  • Гиподинамия поражает все системы организма и мешает человеку полноценно жить
  • Гиподинамия наряду с ожирением является глобальной проблемой современности

После создания теоретической базы я могу приступить к экспериментам, которые  либо подтвердят мою гипотезу, или же ,опровергнут ее.

2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях

Для того, чтобы выяснить среднюю трудоспособность изучаемой группы  в стандартных условиях, я провела опрос, касающийся успеваемости школьников. Данный опрос показал, что отличники(17% ) и троечники (25%)– пограничные группы, а хорошисты – подавляющее большинство(58%)

2.1.2.Выявление процента людей, подверженных гиподинамии, в изучаемой группе

Далее я решила выяснить, насколько много людей подвержены гиподинамии. Иначе говоря, является ли гиподинамия проблемой нашего поколения. Для этого я провела опрос, который был направлен на обнаружение первых симптомов гиподинамии.

Опросы показали, что более половины(58%) опрошенных   подвержены гиподинамии. Это еще раз доказывает, что гиподинамия является одной из проблем современной молодежи.

Проанализировав полученные в ходе опросов данные ,можно сказать, что :

  • Гиподинамия – проблема, распространенная среди молодого поколения
  • Существует необходимость проверить то, как именно она влияет на работоспособность

2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях

Делать выводы, опираясь исключительно на статистические данные – неправильно, поэтому я решила проверить все полученные в ходе опросов  данные  на практике.

В данном этапе практической части приняли участие  24 человека. Я разделила их по группам в зависимости от их успеваемости: О – отличники(q>4,5), Х- хорошисты(4

Источник: https://domodsch10.edumsko.ru/collective/method/post/596907

Гиподинамия

В условиях гиподинамии. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника. Симптомы со стороны нервной системы

Гиподинамия – патологическое состояние длительного бездействия, которое характеризуется нарушением практически всех функций человеческого организма (дыхательной, пищеварительной, функции кроветворения и кровообращения). Все это происходит по одной причине – снижение двигательной активности. Как результат, сократительная способность мышечных структур в значительной мере снижается.

Ещё всего один век назад клиницисты крайне редко слышали о случаях возникновения гиподинамии. Но сейчас же распространённость недуга растёт с каждым днём.

Основная причина этого – автоматизация и урбанизация труда.

Ранее люди прилагали больше физических усилий на рабочем месте, но сейчас же большая часть людей добирается до работы на автомобилях и сидят в офисах, а их двигательная активность значительно снижена.

Можно сказать и так, что гиподинамия является прямым следствием освобождения человека от физического труда.

Сама природа ранее запрограммировала каждого индивидуума на добывание себе пищи и трудовую активность. Но сейчас все это значительно упростилось.

Как результат – гиподинамия приводит к нарушению метаболизма, снижению тканевого кровоснабжения, а также к прогрессированию патологий сердечно-сосудистой системы.

Причины гиподинамии

Гиподинамия может быть вызвана объективными причинами, например, инвалидностью, тяжелым и продолжительным заболеванием. Но в большинстве случаев она связана с неправильной организацией образа жизни или сидячей работой.

Люди стали жить в мегаполисах, где каждый день нам не нужно прилагать много физических усилий, чтобы выжить. Развивается машиностроительная индустрия и система транспорта в городах, даже небольших. Потому человеку не нужно много ходить пешком.

Многие привыкают даже 1 км преодолевать не на своих двоих, а на транспорте.

Среди глобальных причин также снижение количества профессий физического труда. Сегодня развивается сфера услуг. Востребованы скорее интеллектуальные работники и люди, задействованные в нетяжелом физическом труде. Очень много дизайнеров, программистов, редакторов, менеджеров, в обязанностях которых — работа за компьютером или с бумагами.

К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:

  • недостаточные физические нагрузки;
  • избыточная масса тела;
  • психологические расстройства;
  • соматические заболевания;
  • генетические факторы;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • вредные привычки.

Причины детской гиподинамии

Что касается детей, они несколько часов сидят в школе за партой. Приходя домой, они начинают смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Потому в день они проходят очень мало, и крайне мало совершают движений различными частями тела (исключение составляет кисть, передвигающая мышку компьютера/ноутбука).

Современные дети не очень любят уроки физкультуры. Чаще всего причиной нелюбви, конечно, является неумение учителя заинтересовать ребенка и низкая квалификация педагога.

Воспитание родителей также может привести к отсутствию у ребенка привычки двигательной активности. Родители хотят, чтобы ребенок сидел в своей комнате тихо и никому не мешал, вот и вырастают дети, которые не хотят гулять и заниматься спортом.

Они к этому не привыкли, родители на дали соответствующего воспитания.

Причиной гиподинамии у детей могут быть мозговые дисфункции, которые возникли из-за:

  • наследственного фактора.
  • травм, полученных в процессе появления на свет.
  • внутриутробной гипоксии (нехватки кислорода для плода).

Механизм прогрессирования

Вследствие снижения или отсутствия физической нагрузки, мышечные структуры в теле человека постепенно ослабевают. В тяжёлых случаях даже атрофируются.

Выносливость и сила снижается, нарушаются нервно-рефлекторные связи. Данные патологические процессы влекут за собой прогрессирование вегетососудистой дистонии и депрессивного состояния.

Также на фоне всего этого сильно страдает метаболизм, и больной человек стремительно набирает вес.

Стоит отметить, что атрофия мышечных структур – не самое опасное, что может произойти при гиподинамии. Постепенно наблюдаются патологические изменения в костных структурах. Вследствие этого прогрессирует остеоартроз, остеохондроз и остеопороз. Если гиподинамию не излечить, то возможно даже развитие ИБС и артериальной гипертензии.

К последствиям гиподинамии можно отнести нарушения функционирования органов ЖКТ и обструктивный бронхит. Стоит также отметить, что такое заболевание сказывается на состоянии эндокринной системы. У больного человека может возникнуть инсулинорезистентность, атеросклероз и ожирение.

Все это становится причиной того, что жизнь человека сокращается на несколько лет.

Симптоматика

Симптомы недуга проявляются постепенно. Выявить их наличие не составляет труда, так как по мере прогрессирования патологии они становятся более выраженными. К симптомам гиподинамии относят:

  • постоянную усталость;
  • нарушение эрекции;
  • повышенную нервозность без видимой на то причины;
  • частые переломы;
  • бессонницу;
  • головную боль различной степени интенсивности;
  • снижение работоспособности;
  • ожирение;
  • отсутствие оргазма.

При проявлении указанных симптомов следует как можно скорее обратиться к врачу-терапевту. Гиподинамию на ранних стадиях её прогрессирования вылечить не составит труда, но если она продолжит развиваться, то устранить её последствия будет непросто.

Симптомы у детей

Родители должны быть внимательны к своему ребенку, чтобы вовремя заметить симптомы гиподинамии. Основными проявлениями считаются:

  • малоподвижность;
  • вялое состояние;
  • постоянное желание спать;
  • быстрая утомляемость;
  • тихий плач, хныканье;
  • набор излишенго веса;
  • отсутствие плача у грудничков;
  • неразговорчивость (крайняя степень — дизартрия);
  • снижение умственных способностей;
  • снижение работоспособности;
  • нежелание играть во дворе с другими детьми;
  • низкая активность на уроках;
  • односложные ответы на вопросы учителя и родителей.

Формы и последствия гиподинамии

Выделяют такие основные формы гиподинамии:

  • Гипоэргия – недостаток общего объема движений и их количества.
  • Гипокинезия – недостаток разнообразия движений.
  • Гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.

Основные последствия гиподинамии:

  • снижение тонуса сосудов;
  • меньшая, чем нужно, сила сокращений сердца;
  • нарушение поступления крови в ткани (и недополучение тканями и органами кислорода);
  • уменьшение способности к учебе и труду;
  • ослабление мышц и их атрофия;
  • лишний вес и ожирение;
  • атеросклероз;
  • уменьшение физической силы;
  • снижение выносливости;
  • сбои обмена веществ;
  • нарушение нервно-рефлекторных связей;
  • сбои в деятельности нервной системы;
  • ВСД;
  • депрессивные состояния;
  • уменьшение костной массы, что является риском остеопороза;
  • болезни сердца, сосудов, пищеварительного тракта, а также расстройства дыхания, если от гиподинамии не избавляться вовремя.

Если на признаки гиподинамии не обращать внимания, со временем происходит уменьшение жизненной емкости легких и вентиляции органа. Газообмен в тканях организма становится недостаточным. Это негативно сказывается на состоянии нерв и мышц.

Диагностика

Диагностика гиподинамии базируется на данных, полученных при проведении сбора жалоб и анамнеза.

С целью выяснения тяжести развившихся осложнений прибегают к объективному осмотру пациента, а также инструментальным (рентгенологическое исследование, ультразвуковая диагностика, компьютерная томография и т.д.

) и лабораторным (общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови и т. д.) исследованиям, объем которых определяется имеющейся патологией.

Если проявились симптомы патологии, необходимо посетить грамотного специалиста для проведения диагностики. Это необходимо, так как симптомы гиподинамии не являются специфичными и могут указывать на прогрессирование других недугов.

Курс лечения разрабатывается исходя из степени развития болезни, а также общего состояния пациента. Перед тем как проводить лечение заболевания, необходимо устранить истинную причину, которая и привела к гиподинамии.

План лечения обычно направлен на устранение последствий патологии (ожирения, повышения АД, половой дисфункции и прочее).

Лечение и профилактика

Независимо от возраста, при появлении любых признаков гиподинамии нужно утром делать зарядку. Начните с 10 минут, постепенно увеличвая продолжительность до 30-40 минут, сюда можно включать и пробежку, и прыжки. Вечером нужно гулять как минимум 20 минут, это лучше делать, конечно же, в парке или в лесу, а не возле автострады.

Важно отказаться от вредных привычек, которые усугубляют состояние организма и вызывают все меньше желания двигаться. Полезны занятия физическим трудом на свежем воздухе. Потому лучше чаще бывать на даче или огороде. Поможет и разбивка клумбы под окнами многоэтажки, если вы живете не в частном доме и не имеете дачи.

Можно купить домой тренажер. Подойдет и обычная скакалка, которая намного действеннее беговых дорожек. Еще один вариант лечения и профилактики гиподинамии: танцы, тренажерный зал, боевые искусства, бассейн.

Это может быть любая секция со значительной двигательной активностью. Начните делать то, чего вы раньше не делали, и организм скажет вам спасибо.

Пейте тонизирующий зеленый чай и фреши утром, чтобы получить достаточный заряд энергии.

Лечение у детей

Детям, как и взрослым, рекомендуется заниматься любым видом спорта или танцами. Нужно не пропускать уроки физкультуры. Если такая привычка присуща для многих учеников класса, нужно поговорить с классным руководителем и учителем физкультуры. Вместе они должны привить детям желание заниматься физкультурой, участие в процессе должен принимать и каждый родитель.

Рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе. Если дети сами не могут организовать себя, помогите им. Устройте конкурсы и квесты. Важный момент в лечении гиподинамии у детей: внимание и любовь родителей. Дома должна быть гармоничная обстановка, чтобы у малыша не возникало желания замкнуться в себе и жить в виртуальном мире компьютерных игр и социальных сетей.

Некоторым детям, у которых гиподинамия связана с психологическими отклонениями, рекомендуется работа с психологом или детским психотерапевтом. Помните, что от гиподинамии, если она не обнаружена в самом начале, тяжело избавиться. Родители должны быть терпеливы и каждый день прикладывать усилия для излечения ребенка.

Лечение у взрослых

Чтобы восстановить функции разных систем и органов организма, человек должен получать дозированную физическую нагрузку.

Первый вид физнагрузки – аэробная. При аэробной нагрузке задействуется множество мышц тела, кровь лучше бежит по организму, нормализуется пищеварение. Систематические длительные аэробные нагрузки помогают при снижении веса. Рекомендуются:

  • быстрая ходьба;
  • без;
  • лыжи;
  • коньки;
  • бадминтон;
  • теннис;
  • танцы;

Второй вид физической нагрузки: силовые упражнения. Они задействуют конкретную группу мышц, иногда несколько групп. Постепенно мы увеличиваем отягощения, ведь мышцы быстро привыкают к заданным нагрузкам. Силовые упражнения «разгоняют» обмен веществ, что нужно худеющим, и в целом благотворно сказываются на организме.

Третий вид обязательных физнагрузок: растяжка. Благодаря упражнениям на растяжку мышц и связок увеличивается их эластичность. Мышцы становятся готовы выносить большие нагрузки, что сказывается на показателях силовых упражнений.

Растяжка снимает мышечное напряжение, потому ее полезно делать после силовой тренировки. Также такие физические нагрузки увеличивают подвижность суставов, являясь профилактикой многих заболеваний.

Растяжку можно и нужно делать до и после аэробной активности, до и после силовых упражнений, а также отдельно от них.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.